Испытание трубопровода на прочность и герметичность. Испытание газопровода на прочность и герметичность, сп, снип. Нюансы гидравлической проверки

После окончания всех ремонтных и монтажных работ проводят испытания трубопровода на прочность и плотность. При этом на концах испытываемого участка трубопровода устанавливают заглушки. Запрещается использовать запорную арматуру для отключения испытываемого участка трубопровода. В самой высокой точке трубопровода устанавливают штуцер с арматурой для выпуска воздуха – воздушник, а в самой низкой – штуцер для слива воды – дренаж.

Гидравлическое испытание трубопроводов должно производиться преимущественно в теплое время года при положительной температуре окружающего воздуха. Температура воды должна находиться в пределах от 5 до 40 о С.

Величина пробного давления при испытании трубопровода на прочность определяется по формуле

Р пр =1,25 Р , но не менее 0,2 МПа,

где Р – расчетное давление; [σ] 20 – допускаемое напряжение для материала трубопровода при 20 о С; [σ] t – допускаемое напряжение для материала трубопровода при максимальной расчетной температуре.

Величину пробного давления при испытании на прочность для вакуумных трубопроводов и трубопроводов, работающих без избыточного давления, следует принимать равным 0,2 МПа. Обстукивание трубопроводов при испытаниях не допускается.

Давление в испытываемом участке трубопровода следует повышать плавно. Скорость подъема давления указывается в технической документации. Воздух из трубопровода должен быть полностью удален.

При испытании трубопровода на прочность созданное давление испытания выдерживается в течение 10 минут, после чего давление снижается до рабочего, при котором производят испытания на плотность путем осмотра сварных швов. По окончании осмотра давление вновь повышают до пробного и выдерживают еще пять минут, после чего снова снижают до рабочего и вторично тщательно осматривают трубопровод.

Продолжительность испытания на плотность определяется временем осмотра трубопровода. После окончания гидравлического испытания трубопровод должен быть полностью освобожден от воды.

Результаты гидравлического испытания на прочность и плотность признаются удовлетворительными, если во время испытания не произошло:

ü разрывов и видимых деформаций;

ü падения давления по манометру;

ü в сварных швах, разъемных соединениях, врезках, корпусах трубопроводной арматуры не обнаружено течи.

Пневматические испытания трубопровода воздухом или инертным газом должно производиться только в светлое время суток. Величина давления испытания (пробного давления) определяется так же как при проведении гидравлических испытаний.

В случае установки на трубопроводе арматуры из серого чугуна, величина давления испытания на прочность не должна превышать 0,4 МПа.


При проведении пневматических испытаний трубопроводов подъем давления рекомендуется производить плавно со скоростью, равной 5% от Р у, но не более 0,2 МПа в минуту с периодическим осмотром трубопровода на следующих этапах:

а) для трубопроводов, работающих при давлении до 0,2 МПа, осмотр производится в два этапа – при давлении, равном 0,6 от пробного и при рабочем давлении;

б) для трубопроводов, работающих при давлении выше 0,2 МПа, осмотр производится в три этапа – при давлении 0,3 и 0,6 от пробного и при рабочем давлении.

Во время осмотра подъем давления и обстукивание трубопроводов не допускается. Места утечки определяются по пузырькам мыльной эмульсии или другими методами. На время проведения пневматических испытаний должна устанавливаться охраняемая (безопасная) зона. При наземной прокладке трубопровода минимальное расстояние зоны должно составлять не менее 25 м, при подземной – не менее 10 м. Пребывание людей в охраняемой зоне во время подъема давления и при достижении в нем испытательного давления не допускается.

Окончательный осмотр трубопровода производится, когда пробное давление будет снижено до расчетного.

Все трубопроводы групп А, Б(а) и Б(б), а также вакуумные трубопроводы должны подвергаться дополнительному испытанию на герметичность. Дополнительные испытания на герметичность производятся давлением, равным рабочему, а для вакуумных трубопроводов давлением 0,1 МПа (1кг/см 2). Для строящихся трубопроводов продолжительность испытания должна составлять не менее 24 часов. При испытаниях трубопровода после ремонта продолжительность испытания должна составлять не менее 4 часов.

Падение давления в трубопроводе рассчитывается по уравнению

ΔР =·100/τ,

где Р н, Р к – абсолютное давление в начале и конце испытания; Т н, Т к – температура в трубопроводе в начале и в конце испытания.

Считается, что трубопроводы групп А, а также вакуумные трубопроводы выдержали испытание, если скорость падения давления окажется не более 0,1 % в час. Для трубопроводов групп Б(а); Б(б) скорость падения давления не должна превышать 0,2% в час. Скорость падения давления для трубопроводов других групп устанавливается проектом.

Указанные нормы относятся к трубопроводам с внутренним диаметром до 250 мм включительно. При испытании трубопроводов больших диаметров нормы падения давления в них снижаются на величину поправочного коэффициента

где D вн – внутренний диаметр трубопровода в мм.

Если испытуемый трубопровод состоит из нескольких участков различного диаметра, средний диаметр его определяется по формуле

D ср. = ,

где D 1 , D 1 , D n – внутренний диаметр участков трубопровода; L 1 , L 2 , L n – соответствующие длины участков трубопроводов, м.

После окончания испытания по каждому трубопроводу составляется акт по установленной форме.

Гидроиспытания трубопроводов – это наиболее часто применяемый вид неразрушающей проверки, функционирующего под давлением.

В большинстве стран принята такая практика, что магистрали и оборудование, работающие под напором, должны проходить гидравлическое тестирование в таких случаях:

  • после изготовления деталей сети, готовящихся к установке;
  • по завершению прокладки трубопровода;
  • при контроле сети в процессе испытания.

Все технологические трубомагистрали проходят гидроиспытания под давлением в соответствии с нормами СНИП III-Г.9 – 62 и НИТУХП – 62 . Кроме этого проводят тестирование пневматическим методом. Причем, последний выполняют в таких ситуациях, когда гидроиспытания провести нельзя по следующим причинам:

  • Минусовый показатель температуры воздуха.
  • Когда нет воды.
  • Несущие опасность напряжения в магистрали от массы жидкости.

Кроме этих методов сети испытывают посредством воздуха или инертного газа.

Испытания конструкций проводят под наблюдением изготовителя или мастеров, и в строжайшем соответствии с предписаниями проекта или инструкций с требованиями Госгортехнадзора.

До проведения работы вся длина магистрали условно делится на отдельные куски. Затем всю сеть тщательно осматривают и проверяют технические документы. На этом этапе также монтируют сливные и воздуховыводящие краны и временные заглушки.


Считают, что любой из технологических трубопроводов прошел контроль, если в нем не произошел разрыв, и не нарушилась герметичность. Также, если остались целыми стыки, и не образовались протечки.

По завершении испытания технологических систем, их сразу засыпают землей и выполняют финальное тестирование. Во время данного мероприятия в технологических системах выполняется промывка водой, а проверяемые зоны отсекают от функционирующей системы посредством фланцев или заглушек.

Перед проведением испытания сеть и раструбные стыки заливают водой и выстаивают сутки. Финальное испытание выполняют без предохранительных вентилей и гидрантов. Вместо них ставят заглушки.

Задвижки при этом полностью открывают, только сначала проверяют состояние набивки сальников. проверяемой зоны от функционирующей нельзя.

Схема тестирования

Схема гидроиспытаний трубопроводов состоит из следующих компонентов.

  • Проверяемая система.
  • Опоры.
  • Фланцы.
  • Вентиль, который служит для вывода воздушных образований.
  • Подводка для временной подачи воды.
  • Пресс (гидравлического типа).
  • Манометр.
  • Кран регулировки.
  • Побочный кран.
  • Мерный бачок.

При тестировании, конечные части магистрали, указанной в схеме, прикрывают фланцами «глухого» типа и крепят упорами. После этого основную систему заполняют жидкостью из временной магистрали (она тоже есть в схеме).

Смотрите видео


Выполняя эти действия, внимательно следят за тем, чтобы через кран выходил воздух. Данный вентиль ставят в наиболее высокой точке магистрали (это тоже указано в схеме).

Также в схеме указанны насосы, посредством которых образуют необходимый уровень давления.

ВАЖНО! При тестировании важно учесть, что может произойти разрыв труб, и могут разлететься осколки. Следовательно, необходимо предпринять меры, чтобы избежать травматизма людей.

Тестирование и СНИП

После того, как заканчиваются монтажные работы, проводят гидроиспытания трубопроводов в соответствии к СНИП III-Г.9 – 62 и НИТУХ – 62.

В СНИП указывают, что система обязательно должна проходить испытания. Также нормативными документами СНИП устанавливается температурный уровень для проведения работ, это от пяти до двадцати градусов.

Нормативы СНИП не запрещают проведение предварительной проверки строительно – монтажной организацией без участия заказчиков. Но, по вышеуказанным нормам, результаты испытания заносят в журнал работ.

Смотрите видео


СНИП определяют инструкцию по гидроиспытаниям трубопроводов на финальном этапе. Порядок действий при этом такой: создание давления, равного рабочему и поддержка его в течение двух часов.

После этого повышают напор до нормы испытательного, его также выдерживают два часа. Магистраль считают выдержавшей конечное испытание, если при последней двух-часовой выдержке снижение напора не превысило 0,02 МПа.

ВАЖНО! Согласно инструкции сеть под теплонагрузку подключают только после завершающей засыпки.

Если в инструкции не указано точное время выполнения тестирования, то оно определяется продолжительностью осмотра системы. Если при осмотре обнаружены дефекты, то согласно инструкции устранять их можно только после снижения напора до показателя атмосферного.

Необходимое оборудование

Оборудование для гидроиспытаний трубопроводов позволяет произвести проверку герметичности вторично проложенной сети, также оно дает возможность создать нужный уровень давления для испытания сети на предмет плохо выполненных соединений.

Оборудование для этого вида контроля отличается обширным кругом использования. Например, чтобы выбрать опрессовщик, нужно вначале определить самое большое давление, необходимое для проверки.

Вторым значащим моментом становиться привод гидронасоса. В данной линейке оборудования он может быть ручного и электрического вида .

Видео

Первые варианты используют для опрессовки короткого участка сети. Это оборудование более легкое и весит меньше, если сравнить с электрическими аналогами. Но, при работе с такими механизмами нужно потратить много физической силы и времени.

Электрические насосы для гидроиспытаний трубопроводов. Их применяют для получения напора до 40 кг/см2. Эти устройства отличаются универсальностью и применяются при больших габаритах системы. По своей сути эти устройства это высоконапорные гидронасосы, оснащенные глицериновыми манометрами.

Также данное оборудование имеет емкость для заливания воды и шланг, быстро подключаемый к фитингу. На реле ставят нужный уровень давления, и насос будет остановлен автоматически по достижении нужных показателей.

Тестирование отопительных систем

Каждый тип помещения имеет индивидуальные показатели напора. От него зависит циркуляция носителя тепла и обогрев помещения. По мере передвижения носителя тепла возникают разнообразные гидравлические процессы, и иногда очень тяжелого характера.

По этой причине трубопровод отопления проверяют под давлением, превышающим в сорок раз рабочее.

Видео: гидроиспытания трубопроводов отопления

При проверке сети отопления:

  • Выполняют испытания кранов.
  • Для повышения герметичности ставят дополнительные сальниковые уплотнения.
  • Реставрируют изоляцию на трубах.
  • Глухими заглушками дом отсекают от общей сети.
  • При монтажных действиях магистраль сильно засоряется, поэтому промывка и опрессовка – это важные этапы на пути к эффективному функционированию сети отопления.

Испытания в зимнее время

Гидроиспытания трубопроводов зимой отличается от аналогичной процедуры в более теплое время года. Если нужно проверить магистраль зимой при отрицательных температурах, то нужно принять меры, направленные на предупреждение промерзания воды в сети.

При этом систему надежно освобождают от воды следующими способами:

  1. Предварительно нагревают магистраль или прогоняют по ней горячую воду. Ее температура не может быть больше 60 градусов. При этих действиях утепляют дренажные штуцеры и спусковые ветки.
  2. Проверка магистрали водными растворами, замерзающими ниже 0 градусов. После этого сразу следует промывка труб прогретой водой и воздушная продувка. Если для испытания зимой берут раствор хлористого кальция, то тестирование выполняют на участках не больше 1000м (УД до 10 см).
  3. Проверять зимой магистраль с объемом до 25 см можно на участке до 250 м.

Нужное количество воды для тестирования зимой можно посмотреть в специальных таблицах.

Правила проверки

Правила гидроиспытания трубопроводов следует выполнять в точной последовательности. Эти правила содержат полную информацию о нормах давления, температуры и о времени выдержки. Также здесь изложена информация о ходе процедуры проверки.

Видео

Правила строго запрещают нахождение персонала рядом с проверяемым оборудованием, когда то перебывает под высоким напором.

Далее правила гласят, что трубопровод считают выдержавшим контроль, если в ходе тестирования не обнаружили течи жидкости, разрывов труб, других видимых деформаций, и падение давления не превысило требуемые нормы.

При проведении данного вида тестирования строго соблюдаются правила техники безопасности.

Стенды для проверок

Стенды для гидроиспытаний трубопроводов используют в таких сферах:

  1. Гидравлические проверки запорной арматуры на показатель прочности и герметичности.
  2. Отпрессовка деталей оборудования для корпуса.
  3. Оценка магистрали на степень прочности и герметичности и многое другое.

Стенды для гидро – тестирования комплектуются деталями от лучших мировых изготовителей. А это является доказательством их высокого качества, длительного периода использования и удобства в работе.

Конструктивное решение стендов бывает:

  1. На рамном основании для размещения в помещении.
  2. Цельным блоком-контейнером для размещения на улице.

Технические характеристики, которые имеют стандартные типовые стенды следующие:

  • В качестве рабочей среды используется вода для технических нужд.
  • Давление образуется посредством поршневой насосной установки или ручным насосом.
  • Габариты под фланцы от Ду 25 до Ду 1500.
  • Уровень самого высокого напора – это 4500 бар.
  • Если необходимо стенды для проверки комплектуют функцией предочистки.

Видео

Следует четко понимать, что гидроиспытания трубопроводов – это обязательная мера предостережения от внезапной аварийной ситуации, которая может привести к сбою системы.

Для осуществления этой проверки нужно проделать мероприятия, которые включают подготовку труб, проверку нужного оборудования. По окончании тестирования результат заносят в паспорт, туда же прописывают разрешение на запуск системы.

Испытание трубопроводов. Все напорные трубопроводы после монтажа водопровода проходят испытание на прочность и плотность гидравлическим и пневматическим способом.

Испытание напорных трубопроводов, прокладываемых в траншеях, проводят дважды: до засыпки траншей и установки арматуры (гидрантов, предохранительных клапанов, вантузов) - предварительное испытание на прочность и после засыпки траншей и завершения всех работ на данном участке водопроводов, но до установки гидрантов, предохранительных клапанов и вантузов, вместо которых на время испытания устанавливают заглушки - окончательное испытание на плотность.

Проводить предварительное испытание трубопровода разрешается только после его закрепления путем подбивки пазух грунтом, присыпки полиэтиленовых труб водопровода, устройства упоров, а также других мер, предусмотренных правилами техники безопасности. Предварительное испытание стальных трубопроводов осуществляется при положительных результатах контроля качества сварки и изоляции.

Сварные стыки и фланцевые соединения при испытательном давлении менее 0,6 МПа должны быть без изоляции на расстоянии не менее 100 мм от оси стыка в каждую сторону и доступны для осмотра.

Гидравлическое испытание на прочность. Прочность напорных трубопроводов проверяют внутренним давлением. Рабочее и испытательное давление напорных трубопроводов устанавливают проектом.

При проведении предварительного гидравлического испытания водопроводов задвижки, установленные на этом водопроводе, должны быть полностью открыты. Для отключения испытываемого участка водопровода от действующего устанавливают глухие фланцы или заглушки; использование для этой цели задвижек не разрешается.
Трубопроводы из чугунных и железобетонных труб испытывают по участкам длиной не более 1 км, а трубопроводы из полиэтиленовых труб не более 0,5 км. Длину испытательных участков стальных трубопроводов при гидравлическом способе испытания разрешается принимать более 1 км.

Предварительное гидравлическое испытание металлических и железобетонных трубопроводов должно продолжаться не менее 10 мин, а полиэтиленовых - не менее 30 мин, после чего давление снижается до рабочего и производится осмотр трубопроводов. Поддержание испытательного, а также рабочего давления в трубопроводе на период его осмотра и выявления дефектов при предварительном испытании разрешается проводить подкачкой воды.

Напорный трубопровод считается выдержавшим предварительное гидравлическое испытание, если в нем под испытательным давлением не произошло разрыва труб и фасонных частей и нарушения заделки стыковых соединений, а под рабочим давлением не обнаружено утечек воды.

Замеченные дефекты должны быть устранены, после чего трубопровод необходимо подвергнуть предварительному испытанию повторно.

Гидравлическое испытание на плотность. Окончательное гидравлическое испытание напорных трубопроводов может быть начато, если с момента засыпки траншеи грунтом и заполнения трубопровода водой для труб металлических и полиэтиленовых прошло не менее 24 ч, а для железобетонных - не менее 72 ч. Если трубопровод был заполнен водой до засыпки траншей грунтом, то время выдерживания испытательного давления устанавливают с момента засыпки.

В процессе проведения окончательного испытания напорных трубопроводов водоснабжения должна быть определена фактическая утечка воды из трубопроводов, при этом утечки не должны превышать допустимых пределов.

Участок водопровода из полиэтиленовых труб считается выдержавшим гидравлическое испытание, если после последовательного нахождения водопровода под испытательным и рабочим давлением по 30 мин в течение следующих 10 мин нахождения под рабочим давлением падение давления в водопроводе не превышало 0,01 МПа.

На участке трубопровода, полностью доступном осмотру в рабочем состоянии, специально утечку не определяют, и он считается выдержавшим гидравлическое испытание, если при испытательном давлении не будет нарушена его целостность, а при рабочем давлении в трубопроводе не будет обнаружено утечек воды.

Утечки воды из трубопровода определяют по формуле, л/мин:

q = Q/BT,
где Т - время от начала испытания на утечку до момента возвращения стрелки манометра в первоначальное положение (мин) T=T1-Т2; В - коэффициент, принимаемый равным 1 при падении давления не более чем на 20% испытательного.

Если в течение 10 мин давление упадет ниже рабочего, то трубопровод считается не выдержавшим испытание и объем воды Q, требующейся для восстановления в нем давления, не определяют. Если по истечении этого времени падение давления окажется недостаточным, то его следует увеличить до требуемого, сбросив воду из трубопровода. Далее утечки вычисляют по приведенной выше формуле. Воду из трубопровода разрешается сбрасывать до истечения указанного выше срока, но при этом сброс воды может оказаться больше фактической утечки.

Если при испытании трубопровода из железобетонных труб фактическая утечка будет больше допустимой, разрешается повторное испытание трубопровода (без предварительного его выдерживания). Если при повторном испытании фактическая утечка не будет превышать допустимую более чем на 20%, трубопровод может быть признан годным к эксплуатации (при гарантии исправления строителями всех дефектов в течение года).

Если при повторном испытании фактическая утечка будет превышать допустимую более чем на 20%, то рекомендуется выдержать трубопровод в течение 10 сут под рабочим давлением с целью дополнительного водонасыщения стенок труб. После этого испытание трубопровода должно быть проведено вновь.

При наполнении трубопровода водой в зимних условиях перепад температур между трубой и водой допускается не более 10 °С. Окончательное гидравлическое испытание трубопровода в зимних условиях следует проводить при температуре воды не ниже 1°С.

Предусмотренное выдерживание трубопровода с водой без давления должно быть осуществлено при наличии протока, то есть через трубопровод должна прокачиваться вода для его прогрева. Испытание трубопроводов зимой можно допустить лишь в случае крайней необходимости ввода их в эксплуатацию в текущий зимний период.

Все смонтированные трубопроводы должны быть подвергнуты гидравлическим испытаниям. При испытательном давлении, не превышающем 0,8 МПа, допускается пневматический способ испытаний.

Испытания трубопроводов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП «Правила производства и приемки работ. Водоснабжение, канализация и теплоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Испытательное давление устанавливается проектом. При отсутствии в проекте специальных указаний гидравлическое испытательное давление при предварительном и окончательном испытаниях должно равняться рабочему давлению плюс 0,3 МПа.

Концы участка трубопровода перед гидравлическим испытанием должны быть герметично закрыты заглушками, стыковые соединения которых рекомендуется принимать такими же, как на основном трубопроводе, то есть с применением резиновых уплотнительных колец. Для заглушек могут быть использованы стальные соединительные патрубки, предназначенные для монтажа фасонных частей и арматуры. При использовании стальных патрубков в качестве заглушек на свободном конце патрубка должен быть приварен глухой фланец с патрубками из газовых труб для наполнения трубопровода водой и выпуска воздуха.

Для удержания торцевых заглушек целесообразно применять упоры металлической конструкции с гидравлическими цилиндрами. Привод этих цилиндров может осуществляться от любого трактора, снабженного гидравлической системой. Конструкция такого упора может использоваться многократно.

При отсутствии упоров металлической конструкции можно применить бетонный или армированный упор, который должен к моменту наполнения трубопровода водой иметь проектную прочность, поэтому такие упоры рекомендуется устанавливать одновременно с укладкой трубопровода. Конструкция временных концевых упоров должна быть предусмотрена в проекте трубопровода.

К моменту гидравлического испытания трубопровода все стыковые соединения его как изнутри, так и снаружи необходимо заделать цементно-песчаным раствором, который до начала испытания трубопровода должен быть выдержан не менее 2 суток.

Задвижки, установленные на трубопроводе, при проведении испытаний должны быть полностью открыты. Задвижки, отключающие трубопровод от ответвлений, на период испытания могут быть как открытыми, так и закрытыми, но во всех случаях после них должны быть установлены сухие фланцы. Использовать задвижки для отключения испытываемого участка трубопровода от действующих сетей не разрешается.

Трубопровод наполняют водой с пониженного участка, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия для удаления воздуха из трубопровода. Вентили на патрубках, через которые удаляется воздух, следует закрывать лишь после полного удаления воздуха.

Трубопровод считается выдержавшим испытание, если не произойдет разуплотнения стыковых соединений и нарушения целостности труб, фасонных частей и арматуры, не будут обнаружены недопустимые дефекты как в открытых местах, так и в местах, где пазухи траншей засыпаны грунтом.

Трубопровод считают выдержавшим окончательное гидравлическое испытание, если не будет утечки воды из трубопровода.

Пневматическое испытание применяют по усмотрению строящей организации в случае возникновения трудностей при выполнении гидравлического испытания (зимнее время, отсутствие воды на месте испытания и др.). Эти испытания также проводят в две стадии: предварительная - на прочность, окончательная - на плотность.

После наполнения стального трубопровода воздухом до начала испытаний наружные трубопроводы должны некоторое время выдерживаться для выравнивания температуры воздуха в трубопроводе с температурой грунта. Минимальное время выдержки при условном диаметре трубопровода Dy=300 мм равно 2 ч, Dy=600 мм -4 ч, Dу=900 мм -8 ч; Dу=1200 мм - 16 ч и Dy=1400 мм -24 ч.

Минимальное время выдержки железобетонных предварительно-напряженных трубопроводов при условном диаметре трубопровода Dу=300 мм равно 6 ч; Dy = 300-500 мм-12 ч; Dy более 500 мм -24 ч.

Предварительное пневматическое испытание трубопроводов после их частичной засыпки проводится таким образом:

  • стальных и полиэтиленовых трубопроводов при рабочем давлении до 0,5 МПа - испытательным давлением 0,6 МПа;
  • при рабочем давлении свыше 0,5 МПа - испытательным давлением, равным рабочему, с коэффициентом 1,15;
  • чугунных, железобетонных предварительно-напряженных трубопроводов - испытательным давлением 0,15 МПа.

В случае невозможности создать указанное для стальных и полиэтиленовых трубопроводов испытательное давление предварительное испытание допускается проводить при максимальном давлении, развиваемом компрессором, но не менее 0,6 МПа.

Пневматическое испытание трубопроводов следует проводить участками длиной не более 1 км. Дефекты устраняют после снижения давления в трубопроводе до атмосферного, затем испытание повторяют.

При подготовке к пневматическому испытанию необходимо проверить установку упоров; присыпать трубопровод грунтом выше шелыги не менее чем на 25 см; очистить внутреннюю поверхность трубопровода от грунта, окалины и удалить другие засорения продувкой или другим способом; закрепить предупредительными знаками (красными флажками) зону охраны при пневматическом испытании трубопроводов.

При испытании трубопроводов, проложенных на улицах, границы зоны устанавливают с учетом местных условий и принятием дополнительных мер зашиты.

Осматривать трубопроводы и отмечать дефектные места разрешается только после снижения давления в трубопроводе до 0,1 МПа, а устранять дефекты следует при атмосферном давлении.

Опрессовочное оборудование. Для проведения испытания трубопроводов промышленностью выпускаются опрессовочные агрегаты и насосы.

8.1 Согласно СНиП 3.05.04 напорные и безнапорные трубопроводы водоснабжения и канализации испытывают на прочность и плотность (герметичность) гидравлическим или пневматическим способом дважды (предварительное и окончательное).
8.2 Предварительное испытательное (избыточное) гидравлическое давление при испытании на прочность, выполняемое до засыпки траншеи и установки арматуры (гидрантов, предохранительных клапанов, вантузов), должно быть равно расчётному рабочему давлению, умноженному на коэффициент 1,5.
8.3 Окончательное испытательное гидравлическое давление при испытаниях на плотность, выполняемых после засыпки траншеи и завершения всех работ на данном участке трубопровода, но до установки гидрантов, предохранительных клапанов и вантузов, вместо которых на время испытания устанавливают заглушки, должно быть равно расчётному рабочему давлению, умноженному на коэффициент 1,3.
8.4 До проведения испытания напорных трубопроводов с раструбными соединениями с уплотнительными кольцами по торцам трубопровода и на отводах необходимо устраивать временные или постоянные упоры.
8.5 Предварительное гидравлическое испытание напорных трубопроводов следует производить в следующем порядке:
— трубопровод заполнить водой и выдержать без давления в течение 2 ч;
— в трубопроводе создать испытательное давление и поддерживать его в течение 0,5 ч;
— испытательное давление снизить до расчётного и произвести осмотр трубопровода.
Выдержка трубопровода под рабочим давлением производится не менее 0,5 ч. Ввиду деформации оболочки трубопровода необходимо поддерживать в трубопроводе испытательное или рабочее давление подкачкой воды до полной стабилизации.
Трубопровод считается выдержавшим предварительное гидравлическое испытание, если под испытательным давлением не обнаружено разрывов труб или стыков и соединительных деталей, а под рабочим давлением не обнаружено видимых утечек воды.
8.6 Окончательное гидравлическое испытание на плотность проводится в следующем порядке:
— в трубопроводе следует создать давление, равное расчётному рабочему давлению, и поддерживать его 2 ч; при падении давления на 0,02 МПа производится подкачка воды;
— давление поднимают до уровня испытательного за период не более 10 мин и поддерживают его в течение 2 ч.
Трубопровод считается выдержавшим окончательное гидравлическое испытание, если фактическая утечка воды из трубопровода при испытательном давлении не превышает значений, указанных в таблице 5.

Таблица 5 — Допустимая утечка воды на участке трубопровода длиной 1 км при окончательных испытаниях на герметичность

Наружный диаметр труб, мм Допустимая утечка, л/мин, для труб
с неразъемными (сварными, клеевыми) соединениями с раструбными соединениями на уплотнительных кольцах
63-75 0,2-0,24 0,3-0,5
90-110 0,26-0,28 0,6-0,7
125-140 0,35-0,38 0,9-0,95
160-180 0,42-0,6 1,05-1,2
200 0,56 1,4
250 0,7 1,55
280 0,8 1,6
315 0,85 1,7
355 0,9 1,8
400-450 1,1-0,5 1,95-2,1
500-560 1,1-1,15 2,2-2,3
630 1,2 2,4
710 1,3 2,55
800 1,35 2,70
900 1,45 2,90
1000 1,5 3,0
1200 1,6 3,0

8.7 Гидравлические испытания самотечных канализационных сетей выполняют после завершения гидроизоляционных работ в колодцах в два этапа: без колодцев (предварительное) и совместно с колодцами (окончательное).
8.8 Окончательное испытание трубопровода канализации совместно с колодцами производят согласно СНиП 3.05.04 .
8.9 Гидравлические испытания систем из полимерных материалов внутренних трубопроводов проводят при положительной температуре окружающей среды не ранее, чем через 24 ч после выполнения последнего сварного и клеевого соединения.
8.10 Гидравлические испытания систем внутренних водостоков осуществляют путем заполнения их водой на всю высоту стояков. Испытания проводят после наружного осмотра трубопроводов и устранения видимых дефектов. Гидравлическое испытание склеенных трубопроводов начинают не ранее, чем через 24 ч после выполнения последнего соединения. Система водостоков считается выдержавшей испытание, если по истечении 20 мин после её наполнения при наружном осмотре трубопроводов не обнаружено течи или других дефектов и уровень воды в стояках не понизился.
8.11 Пневматические испытания трубопроводов, выполненных из полимерных материалов, производят при наземной и надземной их прокладке в следующих случаях: температура окружающего воздуха ниже 0 °С; применение воды недопустимо по техническим причинам; вода в необходимом для испытаний количестве отсутствует.
Порядок пневматических испытаний трубопроводов из полимерных материалов и требования безопасности при испытаниях устанавливаются проектом.
8.12 Предварительные и окончательные испытания самотечных канализационных сетей из труб большого диаметра допускается производить пневматическим способом. Предварительные испытания проводят до окончательной засыпки траншеи (сварные соединения грунтом не засыпают). Испытательное давление сжатого воздуха, равное 0,05 МПа, поддерживают в трубопроводе в течение 15 мин. При этом осматривают сварные, клеевые и другие стыки и выявляют неплотности по звуку просачивающегося воздуха, по пузырям, образующимся в местах утечки воздуха через стыковые соединения, покрытые мыльной эмульсией.
Окончательные испытания пневматическим способом проводят при уровне грунтовых вод над трубой в середине испытуемого трубопровода менее 2,5 м. Окончательным пневматическим испытаниям подвергают участки длиной 20-100 м, при этом перепад между наиболее высокой и низкой точками трубопровода не должен превышать 2,5 м. Пневматические испытания проводят через 48 ч после засыпки трубопровода. Испытательное избыточное давление сжатого воздуха указано в таблице 6.

Таблица 6 — Испытательное давление сжатого воздуха при пневматическом испытании самотечных канализационных трубопроводов

Уровень грунтовых вод h от оси трубопровода, м Испытательное давление, МПа Перепад давления, р-р 1 , МПа
избыточное начальное р конечное р 1
h = 0 0,01 0,007 0,003
0 < h < 0,5 0,0155 0,0124 0,0031
0,5 < h < 1 0,021 0,0177 0,0033
1 < h < 1,5 0,0265 0,0231 0,0034
1,5 < h < 2 0,032 0,0284 0,0036
2 < h < 2,5 0,0375 0,0338 0,0037

8.13 Приемку в эксплуатацию трубопроводов необходимо проводить, руководствуясь основными положениями СНиП 3.01.04 , а также СНиП 3.05.04. При испытании трубопроводов водоснабжения и напорной канализации и сдаче их в эксплуатацию должны составляться:
— акты на скрытые работы (по основанию, опорам и строительным конструкциям на трубопроводах и т.д.);
— акты наружного осмотра трубопроводов и элементов (узлов, колодцев и т.д.);
— акты испытаний на прочность и плотность трубопроводов;
— акты на промывку и дезинфекцию водопроводов;
— установление соответствия выполненных работ проекту;
— акты входного контроля качества труб и соединительных деталей.
8.14 Кроме приемки скрытых работ и проверки актов испытания трубопроводов на плотность и наружного осмотра, приемка безнапорных трубопроводов должна сопровождаться проверкой прямолинейности, а также инструментальной проверкой лотков в колодцах.
При приемке внутренних водопроводов дополнительно производится проверка паспортов или сертификатов на полимерные трубы, соединительные детали и арматуру.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ НАПОРНЫХ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей.

1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:

- рабочие чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорной канализации и водопровода из ПЭ труб 160 мм, смонтированных с помощью сварки, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

Технологическую карту следует применять на следующие объёмы работ:

Напорная канализация К1н

- 195,0 м;

Водопровод В1

- 170,0 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей.

2.2. Работы по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих - 10 мин через каждый час работы.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при гидравлическом испытании на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей, входят:

- очистка трубопровода (промывка) от грунта;

- установка заглушек, манометров, кранов, вентилей;

- устройство упоров;

- присоединение к трубопроводу испытательного оборудования;

- наполнение трубопровода водой до заданного давления;

- осмотр трубопровода и устранение обнаруженных дефектов;

- испытание и сдача трубопровода.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: комбинированной дорожной машины КДМ-130В-03 (вместимость цистерны 6000 л); автомобильного крана КС-55713-1 "Галичанин" (грузоподъемностью 25,0 т) и вакуумного насоса HUDING TYP-HC551/07 (рабочее давление 10,0 МПа) в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Комбинированная дорожная маш
ина КДМ-130В-03

Рис.2. Вакуумный насос HUDING TYP-HC551/07

Рис.3. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-55713-1


2.6. Работы по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.05.04-85 *. Наружные сети и сооружения водопровода и канализации;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по гидравлическому испытанию на прочность и плотность (герметичность) участков напорных сетей необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение строительно-монтажных работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. До начала производства работ по гидравлическому испытанию участков напорных сетей должны быть выполнены следующие работы:

- в траншею уложен трубопровод и принят Заказчиком;

- подземные коммуникации, пересекающие уложенный трубопровод заключены в защитные короба и в месте пересечения установлены предупредительные знаки;

- закончены все работы по закрытию концов трубопровода в колодцах заглушками и закреплению их упорами;

- установлены фланцевые заглушки на отводах взамен гидрантов, предохранительных клапанов и в местах присоединения к эксплуатационным трубопроводам;

- подготовлены средства наполнения и опорожнения испытываемого участка;

- получены удовлетворительные результаты контроля качества соединений трубопровода.

Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

3.4. Трубопроводные сети после монтажа испытывают внутренним давлением на прочность и герметичность. Испытания проводят после заполнения трубопровода водой. Трубопроводы испытывают гидравлическим способом дважды.

Предварительное испытание водопроводных сетей нужно начинать после того, как стыки приобретут необходимую прочность.

3.5. Гидравлическое испытание трубопровода осуществляется в два этапа:

- первый - предварительное испытание на прочность и герметичность выполняют для ликвидации неплотностей в сварных соединениях и выявления свищей в трубах, после засыпки пазух с подбивкой грунта до 15 см с обеих сторон труб вибротрамбовками и присыпкой грунтом на 20 см выше верха труб с оставленными открытыми для осмотра стыковыми соединениями;

- второй - приемочное (окончательное) испытание на прочность и герметичность выполняют после полной засыпки трубопровода грунтом механизированным способом до проектных отметок и завершения всех работ на данном участке трубопровода.

3.6. Предварительные испытания трубопроводов канализации следует производить участками между колодцами N 6 - N 5; N 5 - N 4; N 4 - N 1, а трубопроводов водопровода соответственно между колодцами N - N ; N - N ; N - N 1 выборочно по указанию заказчика (по одному из трех участков). Если результаты выборочного испытания окажутся неудовлетворительными, то испытаниям подлежат все участки трубопроводов.

3.6.1. Величина предварительного испытательного (избыточного) гидравлического давления на прочность, выполняемого до засыпки траншеи и установки арматуры (гидрантов, предохранительных клапанов, вантузов), должна быть равна внутреннему расчетному давлению (1,18 МПа ) для полиэтиленовых напорных труб ПЭ80 SDR13.6 160х9,5 мм с коэффициентом 1,5, т.е. 1,77 МПа .

3.6.2. Предварительное гидравлическое испытание напорных полиэтиленовых трубопроводов следует производить в следующем порядке:

- по схеме гидравлических испытаний (см. рис.7) подключить участок испытуемого трубопровода 1 через временную подводку воды 5 к цистерне комбинированной дорожной машины КДМ-130В-03 , произвести наполнение его водой с интенсивностью не более 4-5 м/час и выдержать без давления в течение 2 часов. При заполнении трубопровода водой необходимо следить за удалением воздуха из труб через открытый кран 4 . При испытании, чтобы не возникло смещение труб, концы трубопровода закрывают глухими фланцами и закрепляют упорами 2 ;

- поднять давление в трубопроводе до испытательного 1,77 МПа , определяя его пружинными манометрами (ГОСТ 8625-77) класса точности не ниже 1,5 7 , и путем подкачки воды поддерживать его в течение 10 мин, не допуская снижения давления более чем на 0,1 МПа (1 кгс/см). Падение давления по манометру на протяжении 10 мин должно быть не более 0,5 кг/см. Поддержание давления путем подкачки воды в трубопровод производится во избежание деформации оболочки трубопровода;

- далее испытательное давление снизить до внутреннего расчетного давления 1,18 МПа и, поддерживая его путем подкачивания воды, произвести осмотр трубопровода с целью выявления дефектов на нем. Выдержка трубопровода под рабочим давлением производится не менее 0,5 часа.

3.6.3. Напорный полиэтиленовый трубопровод считается выдержавшим предварительное гидравлическое испытание, если под испытательным давлением не обнаружено разрывов труб или стыков и фасонных деталей, а под рабочим давлением - не обнаружено видимых утечек воды.

3.6.4. Выявленные при испытании трубопровода дефекты устраняются, а трубопровод подвергают повторному испытанию. При незначительных дефектах труб (отколы, трещины эмали) на дефектное место наносят слой эпоксидной смолы, а при обнаружении трещин и свищей на трубах и на поврежденных местах устанавливают седелки с резиновой прокладкой.

3.6.5. Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта предварительного испытания трубопровода , в соответствии с Приложением 1 , СНиП 3.05.04-85 * и получения разрешения на проведение окончательных испытаний на герметичность (плотность).

3.7. После окончания испытания трубопровода на прочность приступают к испытанию его на герметичность (плотность). Проведение окончательных гидравлических испытаний на плотность напорных полиэтиленовых трубопроводов необходимо начинать не ранее чем через 48 часов с момента засыпки траншеи и не ранее чем через 2 часа после заполнения трубопровода водой. Для этого трубопроводы промывают чистой водой, а испытуемые участки отключают от действующего водопровода заглушками или фланцами.

3.8. Испытание участков трубопроводных сетей на герметичность (плотность) проводят в следующей последовательности (см. рис.4):

- вакуумным насосом HUDING TYP-HC551/07 поднять давление в трубопроводе до величины испытательного давления на герметичность равной величине внутреннего расчетного давления плюс 0,5 МПа (5 кгс/см), учитывая при этом, что величина не должна превышать величин испытательного давления трубопровода на прочность (в нашем случае данное условие выполняется МПа );

- фиксируем время начала испытания и замеряем начальный уровень воды в мерном бачке 10 ;