Обзор: Виды двухшаговых кракелюрных лаков и как эти лаки работают. Мастер класс — как использовать двухшаговый кракелюр в декупаже Кракелюр 2 шаговый

Новые земли, морские приключения и невероятные истории из прошлого… Старинная карта на нашем подносе напомнит вам о романтике дальних странствий, унесёт мыслями в глубину веков, где совершались великие географические открытия, разыскивались пиратские сокровища и творилась История. Эта изысканная вещь может стать украшением вашего интерьера дома или на даче, а вы можете пользоваться ей хоть каждый день, ведь наш поднос – удобный предмет быта.

Окружайте себя красотой и комфортом!

Для работы вам понадобятся :


1. Обработайте деревянную заготовку «Mr. Carving» (арт. TB-010) наждачным спонжем «To-Do» (90961 мелкозернистый). Смахните влажной салфеткой.


2. Покройте всю поверхность подноса акриловым грунтом «Love2Art» (арт. APW-230). Просушите его в течение пары часов и снова прошкурьте поднос. Теперь смело можно приступать к декору!


3. Возьмите рисовую бумагу (арт. IRP 0055, 0055 Морская карта). Обрисуйте мотив прямо по дну подноса и аккуратно вырвите его.


4. Покройте дно подноса тонким слоем клея-лака для декупажа «Love2art» (арт. DVGP-110).


5. Не дожидаясь высыхания клея-лака, приклейте вырванный мотив ко дну подноса. Это удобно делать плоской синтетической кистью «Mr. Painter, двигаясь от центра мотива к краям.


6. Как только клей-лак высохнет, покройте мотив матовым лаком «Love2art» (арт. MTV-110). Просушите поднос в течении часа.


7. Приготовьте акриловую краску «Love2art» трёх цветов (арт. ACP-60 матовая, 05 солнечно-жёлтый, 06 охра, 24 коричневый). Нанесите сначала коричневую краску.


8. Пока коричневая краска не высохла, нанесите чуть выше сиену. Старайтесь наносить так, чтобы цвета перемешивались.


9. Добавьте желтый цвет.


10. Внутренние бортики покрасьте коричневой акриловой краской. Просушите краску.


11. На дно подноса и бортики нанесите первый компонент двухкомпонентного кракелюрного лака «Love2art» (арт. ANP-10, компонент ½). Оставьте поднос сохнуть до тех пор, пока лак из белёсого не станет прозрачным.


12. А теперь сухой мягкой кистью нанесите второй компонент кракелюрного лака «Love2art» (компонент 2/2). Оставьте поднос сохнуть на 12-24 часа. За это время трещинки появятся по всему подносу: на дне покрупнее, на стенках - потоньше.

Кракелюр – это искусственное состаривание поверхности. Относится к смешанным техникам, то есть он может использоваться как в сочетании с другими методами оформлениями, так и самостоятельно. Он применяется при оформлении мебели, создании декоративных предметов интерьера, украшений и так далее. Освоить эту технику не так сложно, как кажется – главное, соблюдать инструкцию по использованию и знать особенности видов кракелюрных лаков.

Разновидности

Современные производители предлагают 2 вида – одношаговый кракелюр и двухшаговый. Первый из них хорошо подходит для начинающих мастеров благодаря простоте нанесения. Поверхность, обработанная таким лаком, напоминает растрескавшуюся от времени эмаль. Из-под поверхности лака проглядывает слой акриловой краски – основа.

Двухшаговый кракелюрный лак сложнее в использовании, но зато и эффект он дает другой – более красивый, эстетичный, натуральный. Благодаря тому, что в этом случае трескается сам лак, он не перекрывает предыдущий слой (например, какую-то картинку, изображение), и его можно применять для отделки самых разных поверхностей.


В декупаже используются оба вида. Все зависит от степени мастерства декоратора, его умения работать с этим материалом. Кракелюр не отличается повышенной сложностью, но все же требует определенных навыков.

При этом вид лака не играет особо важной роли. Кто-то считает более сложным двухшаговый кракелюр, для кого-то работа с одношаговым представляет трудности.


Как наносить?

Как и в случае с любыми другими декоративными средствами, работа с кракелюром требует соблюдения некоторых правил, касающихся подготовки поверхности и последовательности нанесения слоев. Для каждого вида лака они свои.

Одношаговый

Так, для того чтобы правильно пользоваться одношаговым кракелюром, необходимо придерживаться нужной последовательности.

  1. Загрунтовать декорируемую поверхность.
  2. После того как грунтовка высохнет – нанести слой акриловой краски (основу).
  3. Окрашенная поверхность покрывается лаком (1 слой).
  4. Пока лак не окончательно высох – нанести второй слой краски.
  5. Сверху можно нанести салфетку с нужным рисунком. Для этого отделить два нижних слоя, верхний – с картинкой – уложить на файл. Затем промазать клеем, приложить к поверхности, разгладить. В конце аккуратно убрать файл так, чтобы картинка осталась невредимой.
  6. Финальный этап – нанесение простого лака, например, акрилового. Он может быть матовым, глянцевым, прозрачным – любым, в зависимости от предпочтений мастера.

Если последовательность использования этого вида кракелюра изобразить в виде схемы, получится своеобразный «пирог» – грунтовка, краска, лак, краска, картинка, акриловый лак.





Двухшаговый

Использование двухшагового вида потребует больше времени и усилий.

  1. В первую очередь декорируемую поверхность нужно покрыть шеллаком в 2-3 слоя. Каждый последующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий.
  2. Следующий шаг – нанесение собственно кракелюра.
  3. Как только лак высохнет, трещины нужно затереть. Для этого используется масляная краска, пастель или что-либо другое.
  4. Далее наносится изображение.
  5. Напоследок вся поверхность покрывается слоем шеллака для закрепления результата.

Чем хорош именно двухшаговый кракелюр, так это тем, что его можно наносить на заранее подготовленное, приклеенное изображение. Он создаст эффект старинности, не перекрывая самой картинки.

При этом необходимо, чтобы заготовка, на которую будет наноситься кракелюр, была полностью готовой, с нанесенным и залакированным (в несколько слоев) рисунком.





В набор для двухфазного кракелюра входит 2 средства – первый и второй слой. Наносятся они поочередно.

Но прежде чем приступать к нанесению второго состава, нужно немного подсушить слой первого средства.

После того как оба состава высохнут, и появятся трещинки – можно приступать к следующим стадиям работы.


Нанесение краски тоже требует соблюдения определенных правил. Не нужно наносить краску 2 раза на одно и то же место – может получиться неравномерное покрытие.

Кроме того, важно, чтобы второй слой краски с первого раза лег ровно, полностью закрывая первый. Это нужно для того, чтобы в результате получилось равномерное, красивое покрытие, без «проплешин» и смешивания слоев.

Нужно обратить внимание и на консистенцию краски – она должна быть не очень жидкой, но и не густой.


Чтобы трещины получились тонкими и длинными – краску наносят тонким слоем при помощи кисточки. Мелкие, напоминающие чешую трещинки получаются при нанесении краски губкой. Вообще, на то, как именно растрескается лак, влияет ряд факторов:

  1. собственно состав кракелюра;
  2. насколько толстым слоем наносится лак;
  3. как хорошо он просох;
  4. густота краски, толщина и нанесение первого слоя тоже имеет значение.

Важно правильно выбрать тип краски. Некоторые из них – например, металлик – не трескаются, вообще. Да и в целом составы с очень высокой плотностью довольно сложно «заставить» потрескаться.



Просушивать изделие нужно в естественных условиях в помещениях с низкой или средней влажностью.

Кроме того, целесообразно вести своеобразный «дневник», куда записываются следующие показатели:

  1. какой толщиной и во сколько слоев наносится первый слой;
  2. сколько времени занимает просушка лака;
  3. в каких условиях она проходит;
  4. какой именно кракелюрный лак использовался;
  5. полученный результат.

Эти записи позволят не только подобрать оптимальный состав кракелюра и условия работы, но и помогут в дальнейшем получать требуемый результат – просто «играя» с толщиной слоев, временем просушки и другими характеристиками.


Мастер-класс для начинающих

Чтобы лучше понять принцип работы с кракелюром, нужно применить его на практике. В этом хорошо поможет мастер-класс по созданию стаканчика для кисточек и карандашей. Кроме кракелюра, здесь используется декупаж по дереву – это работа в смешанной технике. Она наглядно показывает, как и в какой последовательности нужно использовать кракелюрный лак.

  • Итак, прежде всего поверхность стаканчика ошкуривается и грунтуется в 1-2 слоя. При нанесении грунта используется плоская синтетическая кисточка. Каждому слою нужно дать просохнуть в течение получаса.


Кракелюром (от французского слова «craquelure») называют трещинки слоя краски или лака на произведениях живописи. В современном дизайне стало очень популярным искусственное состаривание поверхности предметов интерьера, которое также называют «кракелюр». Мастер-классы по созданию различных изделий, имеющих неповторимый шарм старины, стоят довольно дорого. Зная основы техники такого декора, любой человек может самостоятельно создать уникальные предметы интерьера.

Как можно получить кракелюр?

Мастер-классы начинающих дизайнеров по интерьеру чаще всего используют для создания «состарившихся» вещей специальные лаки. Они так и называются - кракелюрные. Для подчеркивания и выделения образовавшихся на поверхности предмета трещинок в лаки специально втирают тушь, или пастель. Замечательный эффект дают составы, предназначенные для патинирования.

Техника кракелюр, несмотря на все новые составы, все-таки не может соперничать с натуральными трещинками на произведениях искусства. Именно поэтому специалисты могут легко отличить оригинал старинного предмета от подделки.

Инструменты и материалы для нанесения кракелюра

Практически на любые поверхности можно наносить кракелюр. Мастер-классы по покрытию лаками стекла, дерева, керамики, металла или бумаги, невзирая на некоторую схожесть, все же имеют определенные различия. Именно поэтому для каждого из этих видов материалов следует применять наиболее подходящую технику выполнения данного дизайна.

Для нанесения этого декоративного покрытия понадобятся следующие инструменты и специальные составы:

Синтетическая кисть;

Фен для сушки изделия;

Грунтовка;

Краски акриловые (желательно контрастных тонов);

Однокомпонентный кракелюрный и финишный лаки.

При отсутствии дорогостоящих составов можно использовать доступные подручные материалы: яичные белки, столовый уксус, гель для стирки, желатин. Существует несколько способов нанесения на различные поверхности. Ниже представлены самые популярные из них.

Однофазный кракелюр

Самым популярным является одношаговый кракелюр. Мастер-классы по созданию этого простого покрытия, называемого еще однофазным, являются наиболее востребованными. Его используют для создания поверхности с эффектными контрастными трещинами. Для этого понадобится однокомпонентный кракелюрный и акриловый финишный лаки, фен.

На тщательно очищенную поверхность предмета наносится грунтовка (выбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена вещь). Для ускорения процесса высыхания состава используется фен. На подсохшую грунтовку наносится акриловая краска. Именно она будет просвечиваться в образующихся трещинках. После ее высыхания поверх равномерно наносят кракелюрный лак. При этом нужно помнить, что чем толще его слой, тем крупнее в итоге получатся трещины. Когда лак немного подсохнет и не будет приставать к пальцам (не теряя при этом своей липкости), на него наносят основную (вторую) акриловую краску. Примерно через 10 минут на поверхности предмета начнут появляться трещинки.

Высохшую краску аккуратно покрывают финишным лаком. Это покрытие и называют «одношаговый кракелюр». Мастер-класс декорирования в этой технике сможет повторить даже человек, далекий от дизайна и искусства. Данный способ отделки отлично подходит для украшения фарфоровых и деревянных предметов интерьера, шкатулок, рамок под фотографии. Оттачивая свое мастерство в этой технике, можно создавать уникальные изделия.

Декупаж. Кракелюр (мастер-класс)

Не менее популярна и другая техника нанесения таких покрытий, называемая декупаж. Ее суть состоит в том, что на кракелюрную сеточку из трещинок наклеиваются различные картинки, вырезанные из салфеток. Некоторые специалисты выполняют декупаж в обратном порядке. В этом случае кракелюр наносится уже на наклеенные на поверхность предмета картинки.

Для работы требуется само изделие, двух тонов, клей ПВА, вырезанные и подобранные рисунки, лак акриловый, художественные кисти, фен.

Этапы выполнения кракелюра в технике декупаж

Очищение и обезжиривание поверхности предмета с помощью спирта.

Нанесение на поверхность равномерного слоя водоэмульсионной краски при помощи художественной кисти. Сушка до полного высыхания.

Нанесение на поверхность слоя клея ПВА движениями кисти сверху вниз или слева направо.

После высыхания предмета наносится контрастная (вторая) краска. Движения кисти должны быть такими, как и при нанесении клея.

Не дожидаясь, пока краска высохнет, на поверхность предмета направляется струя горячего воздуха из фена. Под ее воздействием покрытие начнет трескаться. Чем дольше будет сушиться изделие, тем грубее и глубже будут трещины.

Предмет декорируется салфетками при помощи клея. Высохшее изделие покрывается несколькими слоями акрилового бесцветного лака.

Такой кракелюр хорошо смотрится на посуде, цветочных горшках, вазах, подносах.

Двухшаговый кракелюр

Мастер-классы по этой технике чуть сложнее, чем предыдущие. Для работы понадобится акриловый лак, кисти художественные, гуммиарабик (вязкая жидкость, твердеющая на воздухе), шеллак битум, золотая или серебряная пудра. Нанесение кракелюра состоит из следующих этапов:

Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Кракелюр на стеклянных предметах

Очень эффектно смотрятся различные стеклянные изделия, задекорированные в этой технике. Весь процесс работы с этим материалом практически ничем не отличается от вышеперечисленных способов. При этом большинство рукодельниц предпочитают использовать однофазный кракелюр на стекле.

Для работы понадобится сам предмет, акриловая краска 2 контрастных тонов, лак, синтетическая художественная кисть, кракелюрный лак. Стеклянную поверхность, на которую будет наноситься декор, обезжиривают спиртом. Затем ее грунтуют акриловым лаком. После его высыхания наносят краску одного тона (он будет просвечиваться в трещинках). После этого на поверхность наносят кракелюрный лак. Когда он немного подсохнет, но еще не потеряет своей липкости, изделие покрывают основной (второй) акриловой краской. После появления трещинок и высыхания состава на поверхность наносят лак.

Кракелюр на деревянной поверхности

Данная техника декора чаще всего используется для отделки старой мебели, которая может стать изюминкой интерьера. При этом можно использовать как одно-, так и двухшаговый кракелюр. Мастер-класс по дереву практически ничем не отличается от вышеперечисленных приемов обработки поверхности. Основными условиями успешного и других предметов в технике кракелюр является их тщательная очистка от старых лакокрасочных покрытий и шпаклевание повреждений.

Особенности нанесения кракелюра

Как и у любого вида дизайна, у этого также имеется несколько секретов, способных облегчить труд. Техника кракелюр, которую может освоить каждый человек, позволяет выполнить работу быстро и без недочетов. Для этого следует запомнить такие приемы:

Художественная кисточка должна быть только синтетической.

После высыхания кракелюрного лака трещины часто затирают «серебрянкой», «золотым порошком», масляной краской темного тона. После этого остатки этих средств удаляют с поверхности растительным маслом и протирают ее насухо. Обработанное изделие покрывают акриловым лаком. Этот прием позволяет даже простой предмет превратить в произведение искусства.

Перед нанесением лак нельзя взбалтывать, чтобы не образовались пузырьки. Помещение для работы должно быть очищено от пыли и тщательно проветрено.

Трещинки на поверхности имеют то же направление, что и движение кисти. Для получения так называемой кракелюрной сеточки используют губку или делают очень маленькие мазки.

Одношаговый кракелюр (однокомпонентный) — одна из техник декорирования, познакомившись с которой, вы сможете изготовить оригинальные поделки для интерьера дома. Существуют и другие направления, такие как патинирование, золочение, декупаж и еще несколько. Все их можно комбинировать, дополнять и привносить индивидуальные нотки. Со всеми техниками ознакомимя позже, а начнем с очень яркого и вырозительного однокомпонентного кракелюра.

Что из себя представляет однокомпонентный кракелюр

(«fr» craquelure) в переводе с французского - трещина красочного слоя или лака в произведении живописи. Одношаговый кракелюр используется для состаривания простых однотонных поверхностей. Для этого поверхность декорируемого предмета покрывается основным фоном. Именно этого цвета будут трещины. После полного высыхания краски наносится одношаговый кракелюрный лак простыми движениями в одном направлении, и снова высушивается. Далее наносится краска основного цвета, под действием которой кракелюрный лак начинает трескаться, и в трещинах проглядывает краска фона. Готовое изделие можно покрыть для прочности прозрачным лаком для акриловых красок.

Понятие однокомпонентный подразумевает использование в процессе декорирования одного средства (компонента). Стоит выделить, что двухкомпонентные и однокомпонентные составы могут давать эффект простого растрескивания. При этом, однокомпонентные могут дать трещинки как в лаке, так и в краске.

Общая схема однокомпонентного пирога следующая:

  • Первый этап заключается качественной подготовке и грунтовке заготовки.
  • Затем красим в тот цвет, который мы хотим увидеть в трещинах и полностью просушиваем,
  • Далее наносим кракелюрный лак. Даем ему немного подсохнуть (здесь следующие нюансы — чем дольше сушить, тем трещины будут мельче и длиннее).
  • Наносим краску верхнего слоя.
  • После нее можно патинировать или лакировать.

В результате данных манипуляций кракелюрный лак за счет разницы в поверхностном натяжении трескает краску основного цвета и в трещинах проглядывает предыдущий слой краски. Для наглядности рекомендуется ознакомится со следующим видео:

На что следует обратить внимание

При нанесении верхнего слоя краски нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя красить дважды по одному и тому же месту, так как трещинки начинают образовываться сразу, и есть возможность их закрасить.
  • За один раз краску нужно наносить максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивалась нижележащая краска.
  • Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак позволил ей растрескаться.
  • Важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажим будет сильнее, то слой краски будет тонким, трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуйчатыми» (при нанесении губкой).

Для воссоздания красивых натуральных трещин необходимо правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака. И, естественно, подбор оптимального кракелюрного состава не менее важен. Поэтому, характер трещин полностью зависит от:

  • Кракелюрного состава.
  • Толщины слоя лака.
  • Условий просушки.
  • Консистенции краски верхнего слоя.
  • Толщины верхнего слоя краски.

Какой лак выбрать для одношагового кракелюра

Лак для одношагового кракелюра — это средство, производимое на водной основе, имеющее вид жидкого клейстера. Оно высыхает крайне медленно. А акриловая краска, нанесенная поверх такого состава, высыхает по сравнению с ним просто стремительно. Именно поэтому происходит ее растрескивание, спровоцированное движением в нижележащем слое.


Лак для одношагового кракелюра

В продаже, на полках магазинов для творчества вы можете найти множество баночек однокомпонентных составов различных производителей. Самые распространенные одношаговые лаки, которые используются:

  • Лак кракелюрный — фирма DECOLA (Россия).
  • Craquelle Medium — фирма Hobby Line (Германия).
  • Krakelierlack — фирма Nerchau (Германия).
  • Krakelee Medium — фирма Marabu (Германия).
  • Antique Effekt — фирма Sadolin (Дания).
  • Idea Decoupage — фирма Maimeri (Италия).
  • Krakelierlack DecoArt medium — фирма Rayher (Германия).
  • Crackle Medium — фирма Decorfin (Голландия).
  • Краска-кракелюр Krakelierfarbe — фирма Glorex (Швейцария).
  • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Арс Хобби (Россия).
  • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Таир (Россия).
  • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Аква-колор (Россия).
  • Country Style Crackle — фирма Stamperia (Италия).
  • Одношаговый лак Vintage design «Я декоратор» — фирма Русарт (Россия).

К сожалению, каждый состав дает своеобразные трещинки, и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится. Поэтому, следует поэкспериментировать с разными составами. Прочувствовать их и выбрать оптимальный для себя.

Ошибки, которых лучше избежать в одношаговом кракелюре


Следуйте инструкциям для избежания ошибок

Ошибки в подготовке основы

  • Пористая основа впитает в себя кракелюрный медиум, который не сможет дать полноценных трещинок в последующем красочном слое.
  • На основу наносится только один, тонкий или неравномерный, слой грунтовки или акриловой краски.
  • Составы наносятся грубой (щетинной) кистью.
  • Качественно подготовленное основание (дерево, гипс, пластик, керамика и проч) — это поверхность с двумя слоями акриловой краски или грунтовочного состава.
  • Если вы хотите оставить цвет и фактуру основы, можно покрыть ее прозрачным отделочным лаком с глянцевым или матовым эффектом.
  • Каждый слой средства, нанесенный на основу, нужно хорошо просушить.

Нанесение кракелюрного медиума (состава)

Как правило, все кракелюрные составы, независимо от цены и производителя, позволяют получить эффект растрескивания. Делают они это каждый по-своему, и к работе с каждым из них нужно немного привыкнуть. Тем не менее, есть общие правила работы.

Типичные ошибки:

  • Кракелюрный лак-медиум перед работой не перемешан или перемешан слишком сильно и содержит множество пузырьков воздуха.
  • На основу наносится неравномерный слой кракелюрного лака (если непреднамеренно, то это считается ошибкой).
  • Состав наносится грубой, например, щетинной кистью, оставляющей «бороздки».

Правила:

  • Перед применением нужно состав хорошо перемешать (для равномерной консистенции) и немного подождать (пока исчезнут возможные пузырьки воздуха).
  • Наносят состав плоской синтетической кистью (для ровного, без «бороздок» покрытия). Тонкий слой средства даст мелкие трещинки, толстый — крупные. Неравномерный слой даст разные по размеру трещинки.
  • Если состав нанесен только на отдельные части работы, то и кракелюр появится только в этих местах.
  • Движения кисти направлены в одну сторону, состав наносится на поверхность за один раз.

Нанесение акриловой краски

Это, пожалуй, самый тонкий момент во всей работе. Именно от времени наступления этого этапа, точности и равномерности нанесения краски зависит окончательный вид работы по созданию трещинок.

Типичные ошибки:

  • Краска наносится слишком рано, то есть когда кракелюрный лак еще недостаточно подсох (он и липнет, и пачкается).
  • Краска наносится слишком поздно. Для разных составов это разный срок (нужно смотреть описание).
  • Краска наносится в хаотичных направлениях (если не предусмотрено по задумке).
  • Краска наносится не «за один проход», а накладывается на еще непросохший слой повторно или «возится» кистью туда-сюда.
  • Используется грубая или, наоборот, слишком мягкая (не упругая) кисть.

Правила:

  • Краска наносится в тот момент, когда кракелюрный лак перестает при дотрагивании до него пачкать палец, но все еще липнет.
  • Для получения крупных и грубых трещин краску можно наносить немного раньше срока, делая уверенные пастозные мазки.
  • Для ускорения высыхания средства можно применить теплую струю фена.
  • Краской должны быть покрыты все участки с кракелюрным лаком.
  • Наносить краску нужно строго в один слой (не возить кистью по одному и тому же месту).
  • Движения кисти направлены в ту же сторону, что и при нанесении медиума (если иное не предусмотрено задумкой).
  • Состав наносят плоской синтетической кистью (для ровного, без «бороздок» покрытия).
  • Тонкий слой краски даст более тонкие и изящные трещинки, толстый — крупные и глубокие. Неравномерный слой даст разные по размеру и виду трещинки.

Сушка одношагового кракелюра

Совершить ошибку на данном этапе довольно сложно. Для ускорения конечного результата возможны два варианта: ждать, пока все произойдет само, или ускорить процесс образования трещин при помощи теплой струи строительного фена (подойдет и фен для волос).

Правила:

  • Трещинки начинают проявляться практически сразу, особенно, если составы нанесены тонким слоем.
  • Сначала проявляются большие трещинки, потом они продолжают расти и, как правило, покрываются сеткой более мелких трещинок.
  • Процесс нагревания ускоряет этот процесс.

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.