Смр 1 5 электрическая схема. Разделы начинающим. Масса и габариты. Комплект поставки

4 января 2006 г.

Стиральные машины СМП по степени механизации процесса стирки являются более совершенными, чем машины с ручным отжимом (СМР). Отжим белья в машинах типа СМП производится центрифугой. Белье помещается в перфорированный барабан (ротор) центрифуги. Вода удаляется из белья под действием центробежных сил, возникающих при в ращении барабана с высокой частотой вокруг вертикальной или горизонтальной оси. Отжим с помощью центрифуги позволяет увеличить в 1,5...2 раза производительность машины по сравнению с отжимом валками, снизить в 2...3 раза остаточную влажность и не требует мускульных усилий человека.

Машины типа СМП могут иметь один или два бака. Большинство полуавтоматических стиральных машин - двухбаковые.

Двухбаковая стиральная машина

Двухбаковая стиральная машина состоит из корпуса, шасси, стирального бака с активатором, центрифуги, бака центрифуги, гидросистемы и электрооборудования. Корпус машины имеет прямоугольную форму и изготовлен из листовой стали. Наружная поверхность корпуса покрыта эмалью или окрашена нитроэмалевой краской. Корпус монтируется на шасси. Внутри корпуса расположены стиральный бак, бак центрифуги, гидросистема и электрооборудование машины. Сверху корпус закрывается крышкой.

Стиральный бак, имеющий прямоугольную форму, предназначен для стирки и полоскания белья. В баке расположен активатор, вал которого вращается в бронзографитных подшипниках. Материал, из которого сделаны бак и активатор, и форма активатора такие же, как в стиральных машинах типа СМР. В машине может быть один или два активатора. При наличии двух активаторов более интенсивно циркулирует моющий раствор и в меньшей степени закручивается белье. Активаторы обычно устанавливают в специально выштампованных выемках на дне бака и разделяют рассекателем, имеющим форму овального ребра. Машины этого типа в изготовлении более трудоемки, чем машины с одним активатором. По два активатора установлено в выпускавшихся ранее стиральных машинах ЗАРЯ, ТУЛА-3 и др. Выпускаемые в настоящее время и проектируемые стиральные машины имеют один активатор.

Бак центрифуги служит для сбора жидкости, выделяемой из белья при отжиме, и предотвращения ее разбрызгивания. Бак имеет округлую форму и изготовлен из листовой стали. Внутри бака расположена центрифуга, ротор которой выполнен в виде перфорированной корзины, имеющей форму цилиндра или усеченного конуса. У конических центрифуг диаметр основания больше диаметра загрузочного отверстия. Для более интенсивного стока жидкости перфорацию выполняют обычно в нижней части корзины. Расстояние между основанием центрифуги и дном бака должно быть таким, чтобы объем пространства, ограниченного этими плоскостями, был больше объема жидкости, вытекающей из белья естественным путем при закладке его в корзину. В противном случае затрудняется пуск центрифуги, так как двигатель должен преодолевать трение корзины о жидкость. Бак закрывают откидной или сдвигающейся крышкой, которая связана с электрической блокировкой, отключающей электродвигатель привода центрифуги от источника питания при открывании крышки, что уменьшает вероятность травм.

Состав электрооборудования машин СМП.

В электрооборудование машин типа СМП входят электродвигатели привода активатора и центрифуги, пускозащитные и защитные реле, реле времени, выключатели, переключатели и другие элементы. В машине может быть один или два электродвигателя. Если электродвигатель один, то вращение предается активатору и центрифуге с помощью обгонных муфт и клиноременных передач. Стирка и отжим белья в таких машинах производится поочередно. Если электродвигателей два, то один из них используется для привода активатора, другой - для привода центрифуги. Вращение передается активатору и центрифуге через ременные передачи. В некоторых машинах центрифуга непосредственно связана с валом электродвигателя.

Однодвигательный привод дешевле двухдвигательного, однако не позволяет одновременно стирать и отжимать белье, что снижает производительность машины в эксплуатации. По одному электродвигателю имеют выпускавшиеся ранее стиральные машины ЗАРЯ-2, КИЕВ, ОКА-4. Выпускаемые в настоящее время и вновь разрабатываемые двухбаковые стиральные машины СМП имеют по два электродвигателя.

Привод двухбаковых машин

В двухбаковых машинах типа СМП для привода активатора применяют те же электродвигатели, что и в машинах типа СМР, а именно: с пусковой обмоткой типа АД-180-4/71С, АЕР-16, ДБСМ-1 и конденсаторные - типа КД-180.4/56р, АВЕ-071-4С. Для привода центрифуги можно использовать коллекторные и асинхронные электродвигатели. Например, в машине НИСТРУ установлен коллекторный двигатель УВ-051Ц, имеющий номинальную мощность 65 Вт и частоту вращения 7000 об/мин. Вращение с вала электродвигателя передается на центрифугу ременной передачей. Рабочая частота вращения центрифуги - 2000 об/мин. Коллекторные двигатели имеют удобную для запуска центрифуги форму механической характеристики. Однако из-за наличия коллекторно-щеточного узла эти двигатели плохо работают в условиях частых затяжных пусков, характерных для эксплуатации стиральной машины. Надежность коллекторных двигателей ниже, а стоимость выше, чем у асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.

Учитывая эти недостатки, для привода центрифуг двухбаковых машин типа СМП теперь используют только асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором. В машинах отечественного производства применяются асинхронные короткозамкнутые электродвигатели ДАО-Ц (с рабочим конденсатором) которые имеют номинальную мощность 120 Вт и частоту вращения 2700 об/мин. Вал электродвигателя жестко связан с валом центрифуги.

Большинство стиральных машин типа СМП зарубежного производства имеют тормоза, автоматически останавливающие центрифугу в течение 5...10 с после открывания ее крышки. В отечественных машинах используется электродвигатель привода центрифуги с встроенным тормозом типа ДЦСМ-3. Это однофазный электродвигатель с фазным ротором и рабочим конденсатором, номинальная мощность которого 120 Вт, а номинальная частота вращения 2650 об/мин. Электродвигатель ДЦСМ-3 обеспечивает автоматическое торможение центрифуги, загруженное номинальным количеством белья, в течение 5...12 с после открывания ее крышки.

Центрифуга, загруженная мокрым бельем, имеет большой момент инерции. Время разгона до установившейся частоты вращения в зависимости от емкости центрифуги находится в диапазоне 40...60 с, поэтому мощность электродвигателя расходуется в основном на разгон центрифуги. Для сокращения времени разгона центрифуги и уменьшения потерь энергии в переходном режиме электродвигатель должен иметь достаточно большой пусковой момент. Для этого обмотку ротора выполняют с повышенным сопротивлением. Однако при этом увеличиваются габаритные размеры электродвигателя, не полностью используется его мощность в установившемся режиме работы, снижаются энергетические показатели.

В ряде машин применяется электродвигатель с пусковым конденсатором. Такие двигатели имеют хорошие пусковые характеристики, их мощность в установившемся режиме работы используется полностью. Габаритные размеры их меньше, а коэффициент полезного действия выше, чем у двигателей той же мощности с рабочим конденсатором и повышенным сопротивлением роторной обмотки.

Гидросистема машины типа СМП.

Гидросистема машины типа СМП состоит из стирального и сливного баков, центрифуги, насосов, соединительных и сливных шлангов, кранов и перепускных клапанов. Для слива моющего раствора из стирального бака и бака центрифуги в машине может быть один или два насоса.

Рис. 1 Гидравлическая схема двухбаковых стиральных машин с двумя насосами.

В машине с двумя насосами (рис.1) один насос работает от электродвигателя привода центрифуги и откачивает моющий раствор из бака центрифуги, а второй работает от двигателя привода активатора и обеспечивает циркуляцию моющего раствора или откачку его из стирального бака. По два насоса имеют, например, стиральные машины ПЧЕЛКА и ВОЛГА.

Рис. 2 Гидравлическая схема двухбаковых стиральных машин с одним насосом и перепускным клапаном.

Если в машине один насос, то он работает от электродвигателя привода центрифуги. Моющий раствор откачивается через перепускной клапан или проходной кран. Гидросистему с одним насосом и перепускным клапаном (рис.2) имеют стиральные машины АУРИКА-70 и СИБПРЬ-5М. Перепускной клапан связан со стиральным баком и баком и баком центрифуги соединительными шлангами. Выход перепускного клапана связан с входным штуцером насоса, выходной штуцер которого соединен со сливным шлангом. Конструкция перепускного клапана такова, что при неработающем насосе клапан препятствует поступлению жидкости из стирального бака в бак центрифуги. В то же время моющий раствор из стирального бака свободно поступает в сливной шланг. Поэтому при стирке белья свободный конец сливного шланга должен быть опущен в стиральный бак (сплошная линия на рис. 2). При работающем насосе жидкость из бака центрифуги перекачивается в стиральный бак, усиливая циркуляцию моющего раствора. Для слива моющего раствора свободный конец сливного шланга переносят в раковину (пунктирная линия на рис.2).

Рис. 3 Гидравлическая схема двухбаковых стиральных машин с одним насосом и переходным краном.

Гидросистему с одним насосом и проходным краном (рис.3) имеет стиральная машина ЭВИ. Проходной кран связан с баками соединительными шлангами. Выход крана связан с входным штуцером насоса, выходной штуцер которого соединен со сливным шлангом. На пульт управления вынесена рукоятка крана, имеющая два положения "С" и "Ц". В положении "С" кран связывает сливной шланг с соединительным шлангом стирального бака, в положении "Ц" - с соединительным шлангом бака центрифуги. При работающем электродвигателе привода центрифуги, в положении "С" рукоятки крана и расположении сливного шланга, показанном на рис. 3 сплошной линией, насос перекачивает жидкость из нижней части стирального бака в его верхнюю часть. В положении "Ц" рукоятки крана насос перекачивает жидкость из бака центрифуги в стиральный бак. Для слива моющего раствора свободный конец сливного шланга переносят в раковину (пунктирная линия на рис.3).

При работе на двухбаковой стиральной машине типа СМП необходимо вручную перекладывать белье из стирального бака в центрифугу. На эту операцию уходит много времени.

Однобаковые полуавтоматические стиральные машины.

Однобаковые полуавтоматические стиральные машина не имеют этого недостатка. Стирка, полоскание и отжим белья в таких машинах производятся в одном баке. Конструктивно они могут быть выполнены с лопастными мешалками или с барабанами. Машина с лопастной мешалкой состоит из корпуса, стирального бака центрифуги с мешалкой, внутреннего бака корпуса, редуктора и электродвигателя. Корпус машины, изготовленный из листовой стали, имеет круглую или прямоугольную форму. Внутри корпуса расположен стиральный бак-центрифуга, а под ним - электродвигатель с редуктором.

При стирке вращательное движение вала электродвигателя через редуктор передается лопастной мешалке, которая, совершая поворотно-реверсивные движения, передвигает находящееся в стиральном баке белье и перемешивает моющий раствор. Бак-центрифуга при этом. находится в неподвижном состоянии. При отжиме электродвигатель через редуктор вращает бак-центрифугу с частотой 700...800 об/мин". Под действием возникающих центробежных сил жидкость из белья и бака поднимается по стенкам бака-центрифуги и через отверстия, расположенные в его верхней части, стекает во внутренний бак корпуса машины. Оттуда жидкость сливается самотёком или насосом в канализацию. При отжиме белья мешалка не работает.

В редукторе находится механизм переключения режимов работы машины управление которым производится с помощью рычага, расположенного на корпусе машины. Рычаг имеет три фиксированных положения: «Стирка», «Отжим» и нейтральное положение, причем рычаг можно перевести из положения «Стрка» и «Отжим» только через нейтральней положение.

Лопастные мешалки имели стиральные машины отечественного производства ранних выпусков ЭАЯ-2, ЭАЯ-3, РИГА-54, УСМ-1 и др. Недостатками этих машин являются сложность конструкции, большая трудоемкость в изготовлении, сильный шум, создаваемый редуктором, низкая надежность.

Полуавтоматические машины барабанного типа

В однобаковых стиральных полуавтоматических машинах барабанного типа (рис. 4) стирка, полоскание и отжим белья производятся в перфорированном барабане, вращающемся относительно горизонтальной оси. Барабан установлен в стиральном баке, который расположен в корпусе. Уровень жидкости в баке подбирают так, чтобы барабан был частично погружен в нее.

Во время стирки барабан вращается прерывисто-реверсивно с частотой 50...60 об/мин. При этом белье в нем перемешивается.

Рис. 4 Схема конструкции стиральной машины барабанного типа

При отжиме барабан вращается с частотой 300...800 об/мин в одном направлении. Под действием возникающих центробежных сил белье прижимается к внутренней поверхности барабана, а отделяющаяся жидкость через отверстия стекает в стиральный бак, из которого удаляется самотеком или насосом. Чем выше частота вращения барабана при отжиме, тем больше центробежные силы и меньше остаточная влажность белья. Перед началом отжима стиральный бак освобождают от находящегося в нем моющего раствора. В машинах барабанного типа, благодаря совмещению операций стирки, полоскания и отжима белья в одном барабане, значительно сокращены затраты ручного труда по сравнению с двухбаковыми машинами. Участие человека сводится лишь к выполнению таких операций, как наполнение машины водой, загрузка белья и моющих средств, включение машины и переключение ее на необходимый режим. Потеря прочности белья в барабанных машинах ниже, чем в двухбаковых активаторных, что позволяет стирать в них синтетические, шелковые и шерстяные изделия.

К недостаткам стиральных машин барабанного типа следует отнести большое время стирки, меньшую степень отстирываемости и более высокую остаточную влажность белья после отжима по сравнению с двухбаковыми машинами активаторного типа. Время, стирки белья средней степени загрязненности для машин барабанного типа составляет 10... 15 мин, для активаторных - 3..б мин, остаточная влажность 100-120% вместо 50...60% в активаторных машинах. Остаточную влажность в СМП барабанного типа можно уменьшить путем увеличения частоты вращения барабана при отжиме. В машине такого типа должно быть как минимум две частоты вращения, одна из которых используется для стирки, другая - для отжима. Отношение этих частот для разных машин должно быть от 1:6 до 1:14.

Кинематические схемы привода барабанных машин

Кинематические схемы привода барабанных машин весьма разнообразны. Однако все их можно разделить на две группы. К первой относятся схемы, в которых изменение частоты вращения барабана достигается чисто электрическим способом (двухдвигательный, двухскоростной, тиристорный приводы). Ко второй группе относятся схемы, в которых изменение частоты осуществляется с помощью различных механических устройств, таких как муфты обгона и т.п..

Рис.5

На рис. 5 показана кинематическая схема привода, состоящего из двух электродвигателей и двух ременных передач. Один двигатель предназначен для привода барабана в режиме стирки, второй - для привода в режиме отжима. Вращающий момент с вала электродвигателя привода стирки передается на вал барабана посредством двух ременных передач, а с вала электродвигателя-привода отжима - через одну ременную передачу. В качестве приводных обычно используют асинхронные короткозамкнутые электродвигатели. Синхронная частота вращения электродвигателя привода стирки равна 1000 или 1500 об/мин, а электродвигателя привода отжима - 3000 об/мин. Коэффициенты ременных передач выбирают так, чтобы получить необходимые частоты вращения барабана при стирке и отжиме. Если номинальная частота вращения вала электродвигателя привода отжима равна Пд2, а необходимая частота вращения барабана при отжиме-Nо, то коэффициент ременной передачи 1 должен составлять Пдо/Nо. При номинальной частоте вращения электродвигателя привода стирки, равной Пд1, и необходимой частоте вращения барабана при стирке Nс коэффициент ременной передачи 2 должен составлять Пд1*Nс/Пд2*Nо. В режиме стирки к источнику питанияподключен только электродвигатель привода стирки, а электродвигатель приводаотжима работает на холостом ходу. Момент трения подшипников электродвигателя привода отжима преодолевается электродвигателем привода стирки. В режиме отжима к источнику питания подключен электродвигатель природа отжима, обмотка электродвигателя привода стирки обесточена, т.е., он работает на холостом ходу. Момент трения подшипников электродвигателя привода стирки преодолевается электродвигателем привода отжима.

Положительным свойством двухдвигательного привода является его относительно невысокая стоимость благодаря применению простых "по конструкции высокооборотных двигателей. К недостаткам следует отнести большие габаритные размеры и быстрый износ подшипникового узла электродвигателя, работающего в режиме стирки. Первый недостаток обусловлен наличием двух ременных передач, второй - большой частотой вращения электродвигателя (в режиме отжима), которая равна произведению частоты вращения барабана при отжиме и коэффициентов ременных передач 1 и 2.

Рис.6 Кинематическая схема совмещенного привода.

В систему с совмещенным приводом (рис. 6) входят асинхронный короткозамкнутый электродвигатель и коллекторный электродвигатель, расположенные в общем корпусе на общем валу. Вращающей момент с вала электродвигателя передается на вал барабана через ременную передачу. В режиме стирки к источнику питания подключен асинхронный^электродвигатель, а в режиме отжима - коллекторный электродвигатель. По сравнению с двухдвигательным, совмещенный привод имеет меньшие габаритные размеры и массу. Недостаток его: заключается в наличии коллекторно-щеточного узла, который снижает надежность привода в эксплуатации и требует специальных устройств для подавления радиопомех.

Рис.7 Кинематическая схема привода от одного электродвигателя через ременные передачи:.

На рис. 7 показана кинематическая схема привода барабана от односкоростного электродвигателя через систему ремённый передач. На валу электродвигателя 8 расположены ведущие шкивы ременных передач 1 и 9. Ведущий шкив передачи 1 состоит из двух частей, одна из которых (2) может перемещаться вдоль оси вала под действием электромагнита 3 с пружиной. На валу 13 барабана 11 расположены ведомые шкивы передач 1 и 10. Ведомый шкив передачи 1 жестко связан с валом барабана. Ведомый шкив передачи 10 выполнен так, что при вращении в одном направлении он имеет механическую связь с валом через пружину 12, а при вращении в противоположном-- не имеет, поэтому шкив может свободно вращаться относительно вала барабана с любой частотой.

При обесточенной обмотке электромагнита 3 щека 2 под действием пружины занимает крайнее правое положение. Вращающий момент с вала электродвигателя 8 передается на вал 13 барабана 11 через ременные передачи 9, 10 и пружину 12. Через передачу 1 вращающий момент на вал барабана не передается, так как ремень этой передачи свободно скользит по ведущему шкиву. Барабан вращается с частотой, соответствующей режиму стирки.

Для перехода в режим отжима обмотку электромагнита 3 подключают к источнику питания. Щека 2 перемещается влево и зажимает ремень передачи 1, благодаря чему вращающий момент с вала электродвигателя 8 передается на вал барабана через эту передачу. Барабан вращается с частотой, соответствующей режиму отжима. Ведомый шкив передачи 10 продолжает вращаться с прежней частотой, однако из-за того, что частота вращения вала 13 выше, чем частота вращения ведомого шкива, вращающий момент на вал барабана через передачи 9, 10 не передается и они работают на, холостом ходу.

В данной схеме от электродвигателя 8 осуществляется также привод насоса 5, предназначенного для слива моющего раствора. При подаче питания на обмотку электромагнита 4 диск б фрикционной передачи входит в зацепление с диском 7, расположенным на валу электродвигателя, и вращательное движение от него передается на вал насоса.

Рис.8 Кинематическая схема привода от одного электродвигателя через зубчатые передачи:.

Схема привода, показанная на рис.8, отличается от схемы, изображеннойна рис.7, тем, что вращающий момент с вала. односкоростного электродвигателя 7 передается на вал барабана при помощи фрикционной муфты 6, обгонной муфты 11 и системы зубчатых передач 3, 10. В режиме стирки при обесточенной обмотке электромагнита 8 фрикционная муфта б бездействует. Вращающий момент с вала 8 электродвигателя 7 передается ведущей шестерне зубчатой передачи 3 через шпоночное соединение и шлицевые втулки 9. Ведомая шестерня передачи 3 через обгонную муфту 11, выходной вал 1 и ременную передачу 2 передает вращающий момент на вал барабана,приводя его во вращение с частотой, соответствующей режиму стирки. Через зубчатую передачу 10 вращающий момент с вала электродвигателя на вал барабана не передается, так как она не имеет механической связи с валом электродвигателя.

Для перехода в режим отжима обмотку электромагнита 5 подключают к источнику питания. При этом рычаг 4 под действием электромагнита перемещает вал, на котором расположена ведущая шестерня зубчатой передачи 3, влево и включает фрикционную муфту б. Вращающий момент вала электродвигателя передается на вал барабана через муфту обгона 11, выходной вал 1 и ременную передачу 2. Барабан вращается с частотой, соответствующей режиму отжима. Ведомая шестерня передачи 3 продолжает вращаться с прежней частотой, однако не передает вращающий момент с вала электродвигателя на вал барабана.

Новый тип привода барабана.

Общим недостатком рассмотренных кинематических схем привода барабана вляются их большие габаритные размеры и низкая надёжность. Поэтому в большинстве современных моделей стиральных машин барабанного типа применяют двухскоростные асинхронные двигатели с короткозамкнутыми роторами. Кинематическая схема такого привода состоит из одного двухскоростного двигателя и одной ременной передачи, что позволяет значительно повысить надежность привода. Двухскоростные двигатели имеют обычно на статоре две независимые обмотки, каждая из которых рассчитана на определенную частоту вращения. Номинальные частоты вращения электродвигателя и коэффициент ременной передачи выбирают так, чтобы получить необходимые частоты вращения барабана в режимах стирки и отжима. Недостатком привода с двухскоростным электродвигателем является увеличение габаритных размеров двигателя с увеличением необходимой частоты вращения барабана при отжиме. В несколько меньшей степени этот недостаток проявляется в двухскоростных электродвигателях специальной конструкции с двумя статорами: наружным и внутренним. Иногда целесообразно для привода барабана применять регулируемые электродвигатели постоянного тока, питаемые через тиристорные преобразователи.

Широко распространена полуавтоматическая стиральная машина барабанного типа ЭВРИКА-ЗМ с номинальной загрузкой 3 кг, а также полуавтоматические стиральные машины барабанного типа модели АЙЩА и ИСЕТЬ.

Использованы материалы из книги "Стиральные машины от А до Я" С.Л. КорякинЧерняк 2005

Всего хорошего, пишите to © 2005

Лекция ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ ТИПА СМП,

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Основные типы стиральных машин

Стиральные машины типа СМ. Они имеют наиболее простую конструкцию, выполняют минимум операций по обработке белья при стирке, отличаются небольшими габаритными размерами, не­высокой стоимостью и предназначены для стирки 1..1,5 кг сухо­го белья без отжима.

Моющий раствор интенсивно циркулирует между слоями сти­раемого материала и удаляет загрязнения. Под действием активато­ра возникает вихревое движение раствора. Непрерывное изменение направления его движения повышает качество стирки белья.

Сливной патрубок расположен на дне стирального бака. В ком­плект машины входят наливной шланг, подставка для установки машины на борта ванны и щипцы для белья.

Стиральные машины типа СМР. Такие машины рассчитаны на одновременную стирку 1,5…2 кг сухого белья в условиях интен­сивной циркуляции моющего раствора, создаваемой дисковым ак­тиватором. Отжим белья осуществляется вручную при помощи спе­циального устройства. Во многих моделях применен так называе­мый двухрежимный метод стирки, учитывающий особенности разных видов тканей.

Стиральные машины типа СМП. Главное отличие полуавтома-ческих стиральных машин (типа СМП) от машин типа СМР с ручным отжимным устройством (резиновыми валиками) заклю­чается в наличии функции механизированного центробежного от­жима белья. Благодаря этому исключается ломка пуговиц в белье остается гораздо меньше воды, не требуется применения ручной силы, сокращается продолжительность отжима.

Стиральные машины типа СМА.

В настоящее время все большей популярностью у отечественных потребителей пользуются автоматические стиральные машины с перфорированным барабаном, вращающимся относительно горизонтальной оси.

Предусмотрены два варианта загрузки белья - сверху и со стороны торца. Принципы конструирования таких машин одинаковы. В верхней части прямоугольного корпуса монтируют круглый сливной бак и перфорированный стиральный барабан с тремя или четырьмя овальными гребнями.

В обоих вариантах машин стирка осуществляется при реверсивном вращении барабана с угловой скоростью около 6,28 рад/с 1 (частота вращения 60 мин~"), а отжим - при его одностороннем вращении с угловой скоростью 41,87...62,8 рад/с (400...600 мин 1). В последних отечественных моделях стиральных машин типа СМА угловая скорость вращения барабана при отжиме достигает! 104,67 рад/с (1000 мин 4).

В автоматических машинах с верхней загрузкой стиральный! барабан имеет две концевые опоры. Благодаря этому улучшаются! условия работы самого барабана и его привода, повышаются надежность и долговечность машины. Белье загружают через верхний люк барабана, закрываемый перфорированной крышкой. Однако такая загрузка оказывается довольно продолжительной, недостаточно удобной и не позволяет визуально контролировать процесс стирки.

В автоматических машинах с торцовой загрузкой стиральный! барабан имеет одну консольную опору, противоположная ей сторона барабана оказывается открытой. На этой стороне находится; загрузочный люк, который закрывается снаружи только одной круглой стеклянной крышкой (дверкой) сливного бака (резервуара). Торцовая загрузка более удобна, а стеклянная дверка позволяет визуально контролировать процесс стирки.

Основные сборочные единицы стиральных машин различных типов

Наиболее существенными сборочными единицами стиральных машин различных типов являются:

Корпус, стиральный бак, активатор, его привод, тепловое реле и реле времени (таймер) - в машинах типа СМ;

Корпус, стиральный бак, ручное отжимное устройство, акти­ватор, его привод, центробежный насос, тепловое реле, реле вре­мени и гидравлическая система - в машинах типа СМР;

Корпус, стиральный бак, активатор, его привод, центрифу­га, ее бак, привод и система подвески, центробежный насос, теп­ловое реле, реле времени и гидравлическая система - в активаторных машинах типа СМП;

Корпус, стиральный бак, его система подвески, стиральный барабан, его привод, центробежный насос, тепловое реле, реле времени и гидравлическая система - в барабанных машинах типа СМП;

. корпус, стиральный бак, его система подвески, стиральный барабан, его привод, центробежный насос, управляющее устройство (электромеханическое управление - командоаппарат, элек­тронная система управления), контрольно-измерительная аппа­ратура, исполнительные устройства (тепловое реле, электромаг­нитные клапаны, датчики-реле температуры и уровня моющего раствора, панель управления), электронагреватель раствора и гид­равлическая система - в машинах типа СМА.

3. Конструктивные особенности сборочных единиц и электропривода стиральной машинки СМП

Активатор состоит из лопастного диска (рис. 3.1), стального или пластмассового, диаметром 140... 155 мм с небольшими реб­рами высотой 14... 16 мм, опоры и электрического привода. Активатор приводится в движение однофазным двигателем через клиноременную передачу. Частота вращения активатора обычно со­ставляет 475 ...750 мин -1 , ширина зазора между ним и дном бака -1... 1,5 мм.

Большое распространение получили стиральные машины с двумя режимами стирки - мягким и жестким, отличающимися друг от друга частотой и направлением вращения диска активатора. На рис. 1, б показан диск с наклонным расположением гребней, обеспечивающий два режима стирки: при вращении его по часовой стрелке - мягкий, против часовой стрелки - жесткий.

Рис. 1. Диски активатора стиральной машины с одним (а) и

двумя (б) режимами стирки

Центрифуга, используемая в двухбаковых стиральных машина: типа СМП, предназначена для центробежного отжима белья после стирки. Она представляет собой корзину (конусообразный

перфорированный ротор) с вертикальной осью вращения, соеди­ненную с валом электродвигателя привода центрифуги. Загрузка белья осуществляется сверху. Корзины объемом 7...9,5 дм 3 изго­тавливают из алюминия марки АМцМ или АД-13. Вместимость бака центрифуги составляет 20...40 дм 3 , частота ее вращения при отжиме белья - 2600...3270 мин -1 .

Привод в стиральных машинах применяется для сообщения вра­щающего момента отдельным исполнительным органам (диск ак­тиватора, стиральный барабан, крыльчатка центробежного насо­са, кулачковый блок командоаппарата). Обычно он состоит из элек­тродвигателя и передаточного устройства. В бытовых стиральных машинах чаще всего используются однофазные асинхронные электродвигатели, реже - универсальные коллекторные, рассчитан­ные на номинальное напряжение 127 и 220 В. Частота вращения асинхронных электродвигателей 1500 и 3000 мин -1 , номинальная мощность 90, 120 и 180 Вт, номинальный режим работы - повторно-кратковременный. В рабочем цикле допускается реверс.

Центробежный насос служит для слива моющего раствора из стирального бака по завершении стирки, а также из бака центри­фуги полуавтоматических машин активаторного типа и бака ма­шин барабанного типа в процессе отжима белья. В некоторых моделях машин насос работает во время стирки белья, усиливая воздействие моющего раствора за счет его циркуляции и подачи в г тральный бак.

Насос (рис. 2) состоит из корпуса 9, крыльчатки 7и крышки 14. Крыльчатка надета на вал. Между корпусом и крышкой имеется резиновая прокладка 8. Обычно насос устанавливают отдельно от активатора.

Иногда в насосах крыльчатка находится на одной оси с активатором. На этой же оси укрепляют ведомый шкив, соединенный приводным ремнем с ведущим шкивом на оси электродвигателя.

Объемная подача насоса зависит от типа машины и составляет IК... 30 л/мин. Динамическое давление жидкости изменяется в пределах 6,8... 34,3 кПа.

Тепловые реле служат для защиты электродвигателей от недопустимого перегрева при длительных перегрузках и непредусмот­ренном повышении тока в питающей электросети. В стиральных машинах применяют тепловые реле типа РТ-10, которые имеют дин нормально замкнутый контакт. Изготавливаемые реле рас считаны на различные номинальные значения силы тока 1 Н тепловых элементов: 1,2; 1,9; 2,5; 3,3 и 4,3 А. При нагрузке, равной 1,11 Н , реле не срабатывает в течение 30 мин; при нагрузке 1,351 Н оно срабатывает не позднее чем через 30 мин, при нагрузке 21 Н -через 18...60 с. Время, в течение которого происходит самовозврат: контактов в замкнутое состояние, заключено в пределах от 30 до 10 мин.

Рис. 2. Центробежный насос:

/, 10 - винты; 2 - шина шкива; 3 - шкив; 4, 11 - гайки;

5, 12, 16 - шайбы; 6- кронштейн; 7 - крыльчатка;

8 - прокладка; 9 - корпус; 13 - ось; 14- крышка;

15- манжета

Комбинированные пускозащитные реле предназначены для пуска электродвигателя и защиты его обмоток. В стиральных машинах при меняют реле типов РТК-С, РТК-1, РТК-1-2, РТК-1-3, РТК-3-0 и др. Данные приборы состоят из пускового реле соленоидного типа и теплового биметаллического реле с прямым нагревом, смонти­рованных в одном корпусе.

Механическое реле времени с пружинным двигателем предназначено для автоматического отключения привода активато­ра (стирального барабана) и центрифуги бытовых стиральных ма­шин типов СМ, СМР и СМП по истечении предварительно уста­новленного времени выполнения операции по обработке белья (стир­ки или отжима). В зависимости от конструктивного исполнения реле рассчитано на продолжительность выдержки 1 ...6 или 1... 10 мин. Ее допустимое отклонение от заданной величины составляет 0,5 мин.

Реле времени с продолжительностью выдержки 6 мин условно обозначают следующим образом:

Обычное исполнение - РВ-б;

Каплезащитное - РВ-6К.

Поворотом ручки реле времени устанавливают продолжитель­ность стирки. Одновременно с этим контакты реле замыкаются и машина включается.

4. Двухбаковые (активаторные) стиральные машины и машины барабанного типа (СМП-Б)

Корпус двухбаковый (активаторных) стиральных машин типа СМП изготовлен из листовой стали и снаружи покрыт эмалью. Внутри корпуса установлены стиральный бак с активатором и слив­ной бак с центрифугой. Для удобства перемещения машина снаб­жена ходовыми пластмассовыми или обрезиненными роликами. В ее электрическую схему введено реле времени, при помощи которого она автоматически отключается по истечении заданного времени. В конструкцию привода активатора и центрифуги входят один или два электродвигателя. Первый вариант связан с приме­нением асинхронного электродвигателя. Во втором варианте для привода активатора устанавливают асинхронный двигатель а для привода центрифуги - коллекторный или асинхронный Для за­щиты электродвигателей от перегрузок в машинах предусмотрены тепловые реле, а для перенаправления потоков воды в один из саков установлены двух- или трехходовые краны.

В стиральных машинах барабанного типа (СМП-Б) вращение передается барабану от двухскоростного асинхронного электро­двигателя при помощи приводного ремня и двух шкивов. Бак и барабан выполнены из листовой нержавеющей стали. На задней стенке корпуса машины, в нише, расположены два штуцера для присоединения шлангов. В нижней части передней стенки корпуса находится люк для доступа к фильтру и насосу. Насос, предназна­ченный для откачивания моющего раствора, снабжен собствен­ным электродвигателем. На панели управления расположены руч­ки реле времени и переключателя режимов стирки. Отжим белья производится в том же стиральном барабане при увеличении ско­рости его вращения.

Полуавтоматические стиральные машины барабанного типа имеют мягкую под­веску, электронное управление. Они предназначены для стирки, полоскания и отжима белья в одном перфорированном барабане с гребнями на внутренней стороне. По сравнению с двухбаковыми машинами, применение барабана по­зволяет меньше расходовать воды и моющих средств.

Электронная система управления дает возможность выбирать различные вари­анты режимов стирки и отжима. Пуск и переключение операций производятся путем поворота ручки реле времени или командоаппарата, что также позволяет установить продолжительность любой операции.

Мягкая система подвески барабана на фрикционно-пружинных амортизаторах позволяет снизить воздействия вибрации на корпус, уменьшить массу противо­весов, повысить надежность работы машины, уменьшить шум.

Гидросистема машины барабанного типа состоит из подсистемы заполнения и откачки жидкости из бака.

Система заполнения включает дозатор моющих средств и шланг налива жидко­сти в бак машины.

Система откачки включает:

□ Сливной шланг

□ Фильтр для очистки

□ Электронасос

□ Сливные трубки

Машина имеет прямоугольный корпус, в котором размещены стиральный бак, мотор -насос для слива раствора, блок управления и двухскоростной электродвигатель с ременной передачей. Барабан закреплен на кор­пусе машины при помощи пружин. Этим обеспечивается бесшумность ра­боты и понижение вибрации корпуса машины.

На панели управления расположены:

□ Клавиши переключателя

□ Шкала уровня заполнения стирального бака

□ Ручка установки программ

□ Две сигнальные лампы

На задней стенке машины размещается лоток для стирального порошка и входной штуцер с электромагнитным клапаном для залива воды. Слив воды из бака производится мотор-насосом через сливной шланг.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

Процесс стирки заключается в удалении с поверхностей из­делий различных загрязнений. Его можно свести к трем стадиям: отделение частиц грязи от очищаемой поверхности, к которой они


прилипли; перевод отдельных водонерастворимых частиц в мо­ющий раствор; удержание этих частиц в растворе до его смены и устранение всякой возможности их повторного осаждения и при­липания к отмываемой поверхности.

Классификация стиральных машин. Машины для стирки подразделяют по различным признакам: выполняемым функциям, способу стирки, числу баков, степени механизации процессов об­работки белья,.степени автоматизации процессов, наличию нагрева жидкости, номинальной емкости.

В зависимости от выполняемых функций различают: стираль­ные машины, машины для отжима белья, стиральные машины с от­жимом белья.

По способу стирки стиральные машины классифицируют на машины с дисковым активатором, машины барабанного типа и др. У машин с активатором механическое воздействие на белье произ­водит диск с выступающими ребрами, расположенными по радиусу или винтовой линии. Диск вращается с большой скоростью вокруг своей оси в одном направлении. Иногда вращение диска может быть изменено на противоположное.

Барабанными стиральными машинами называют машины, у которых белье размещают в горизонтальном или наклонном перфорированном барабане, совершающем медленное враще­ние вокруг своей оси в одном направлении либо попеременно в разные стороны. Белье погружают в стиральный раствор не полностью.

Машины для отжима белья бывают центрифужными или вал­ковыми.

Стиральные машины могут быть одно- и двухбаковыми. Од-нобаковые машины производят стирку и полоскание (машины с дисковым активатором) и, кроме этого, отжим (барабанные ма­шины). В двухбаковых машинах, как правило, один бак служит для стирки и полоскания белья, а другой - для отжима, а иногда полоскания.

По степени механизации процессов обработки белья стираль­ные машины с отжимом белья бывают с механизацией только стир­ки (полоскания); с механизацией стирки (полоскания) и откачки из


Глава 14


Электробытовые товары

машины жидкости; с механизацией стирки (полоскания), отжима и откачки жидкости.

По степени автоматизации процессов машины для стирки белья подразделяют на неавтоматические, полуавтоматические и авто­матические.

В зависимости от нагрева воды стиральные машины бывают без нагрева, с полным нагревом, с дополнительным нагревом.

В зависимости от номинальной емкости машины бывают на 1; 1,5; 2; 3 и 4 кг белья и более. Под номинальной емкостью ма­шины понимают количество сухого белья в килограммах, которое можно одновременно обрабатывать за одну операцию или один цикл стирки.


Стиральные машины имеют по действующему стандарту опре­деленные обозначения с указанием вида машины по функциональ­ному назначению, степени механизации и автоматизации отдельных операций, а также номинальной емкости. Например, СМ-1- сти­ральная машина на 1 кг сухого белья; СМР-1,5- стиральная машина с ручным отжимом белья на 1,5 кг сухого белья и т. д.

Стиральные машины без отжима белья (СМ). Стиральные машины без отжима белья обычно рассчитаны на небольшую ем­кость: 0,75-1 кг сухого белья.

Машина имеет пластмассовый корпус обтекаемой формы с па­зом на боковой стенке, в который вставляют съемный блок: элект­родвигатель - активатор. Блок в нерабочем положении укладывают в корпус машины.

Стиральные машины с ручным отжимом белья (СМР). Эти машины характеризуются неполной механизацией процессов стир­ки. У них ручной отжим белья.

Машины СМР представлены в ассортименте двумя типами: СМР-1,5 и СМР-2.

Машины СМР-1,5 имеют цилиндрическую форму, стирают при помощи дискового активатора, расположенного эксцентрично в наклонном дне стирального бака.

Машины типа СМР-2 имеют прямоугольную форму, стирают при помощи дискового активатора, расположенного на боковой стенке стирального бака.


Основные элементы конструкции стиральных машин СМР-1,5 следующие: цилиндрический корпус; стиральный бак с наклонным дном; дисковый активатор; отжимное устройство; гидравлическая система, включающая в себя шланг, соединяющий сливное отверс­тие бака с насосом; насос, сливной шланг; раму; электродвигатель с защитно-пусковой аппаратурой; крышку и др.

Отжимное устройство у унифицированных машин съемцое. В нерабочем состоянии его укладывают в стиральный бак, для работы его устанавливают в два угловых кронштейна, прикреп­ленных к корпусу машины с наружной стороны.

Отжимное устройство состоит из корпуса, двух обрезиненных валков, пружинящей рессоры, обеспечивающей необходимое дав­ление между валками, и регулировочного винта, усиливающего или ослабляющего давление рессоры на опоры валков.

Машины СМР-2 имеют такие же конструктивные узлы, как и машины СМР-1,5. Корпус машины прямоугольный. Его верхнюю часть занимает стиральный бак, который изготовляют из двой­ных сплавов алюминия с марганцем или магнием. Для защиты от коррозии баки анодируют. Пластмассовый дисковый активатор размещают на боковой плоской стенке бака.

Полуавтоматические стиральные машины (СМП), У та­ких стиральных машин полностью механизированы все процессы стирки (собственно стирка, полоскание, отжим белья, откачка сти­рального раствора), а некоторые из них автоматизированы. У всех машин автоматизируют стирку (полоскание), а у некоторых, кроме этого, отжим. Автоматизации этих процессов достигают благодаря установке в машинах реле времени. Поворотом ручки реле "зада­ют" время стирки, полоскания или отжима, по истечении заданного времени двигатель выключается.

Полуавтоматические машины могут быть одно- и двухбако-выми.

У полуавтоматических машин однобакового типа стирка, по­лоскание и отжим белья производится посредством вращения ба­рабана. Емкость машин - 1,5 или 2 кг сухого белья. Основными элементами конструкции машин являются: корпус, стиральный


Глава 14


Электробытовые товары

бак с перфорированным барабаном, гидравлическая система, элек­трооборудование.

В полуавтоматических машинах двухбакового типа стирка (по­лоскание) белья производится с помощью дискового активатора в стиральном баке, а отжим - встроенной в машину центрифуги. Белье после стирки (полоскания) перекладывают из стирального бака в центрифугу. Емкость машин - 1,5 или 2 кг сухого белья. Все двухбаковые полуавтоматические машины имеют прямоугольную форму. Основными элементами конструкции машин являются: кор­пус, стиральный бак с активатором, центрифуга, гидравлическая система, электрооборудование.

Автоматические стиральные машины (СМА). Автомати­ческие стиральные машины у нас начали осваиваться промышлен­ностью в конце 60-х годов. Такие машины выпускают емкостью 3-5 кг сухого белья.

По способу стирки автоматические машины бывают в основ­ном барабайного типа. Рабочим органом такой машины являет­ся перфорированный барабан с внутренними гребнями. Барабан примерно на "/ 3 погружен в стиральный раствор, находящийся во внешнем баке-корпусе машины. Машины барабанного типа могут быть с верхней и фронтальной загрузкой.

При верхней загрузке белья в перфорированном барабане дела­ют окно с задвижкой. В этом случае требуется тщательное изготов­ление окна и задвижки, которые не должны иметь выступающих углов и краев, во избежание механических повреждений тканей. При фронтальной загрузке в корпусе машины делают загрузочную дверку, которая должна герметично закрываться.

Стирка белья в барабанных машинах производится методом перелопачивания. Белье захватывается гребнями, приподнима­ется и затем под действием силы тяжести падает в стиральный раствор.

Для автоматизации процессов стирки в машинах устанавли­вают программные устройства, терморегуляторы, датчики уровня стирального раствора, электромагнитные вентили и т. п.

Эксплуатационная характеристика стиральных машин. Требования к их качеству. Основными функциональными и экс-


плуатационными свойствами стиральных машин являются; от-стирываемость белья, эффективность полоскания, эффективность отжима, износ белья при стирке, затраты труда, времени, расход моющих средств, воды, удобство эксплуатации и безопасность.

Отстирываемость белья - основное свойство, по которому судят о качестве машин.

Качество стирки зависит от конструкции машины, жесткости воды, вида моющих средств, характера и степени загрязнения бе­лья, вида белья по волокну, выбранной технологии стирки и т. п.

В машинах разных конструкций можно достигнуть одинако­вой отстирываемое™ белья, но при этом износ тканей будет раз­личен.

Эффективность полоскания, процесс которого состоит в уда­лении из белья растворимых веществ моющего средства и не рас­творимых в воде суспензированных и эмульгированных частиц загрязнений, оставшихся на белье, зависит от количества циклов его проведения. Полоскание требует большого расхода воды. Для машин СМР требуется проведение трех- и четырехкратного по­лоскания, двухбаковых СМП - двух- и трехкратного.

Эффективность отжима определяют отношением массы воды, остающейся в белье после отжима, к массе белья в воздуш­но-сухом состоянии.

Износ белья при стирке зависит от многих факторов. Исследо-ваниями установлено, что белье меньше изнашивается при стирке в машинах барабанного типа, больше - в машинах с мешалкой, с боковым расположением активатора и значительно больше - в ма­шинах с донным активатором и особенно - с горизонтальным дном.

Затраты физического труда при эксплуатации машин обуслов­ливаются степенью механизации отдельных операций стирки.

| Расход воды зависит от типа машины. Стиральные машины с дисковым активатором расходуют около 80 л воды на 1 кг белья, машины барабанного типа - примерно 55 л/кг.

Расход моющих средств при машинной стирке зависит от типа машины, жесткости воды, степени загрязненности белья, но он меньше на 15% по сравнению с ручной стиркой.


Глава 14


Электробытовые товары

Кроме отмеченных требований к эксплуатационным свойст­вам, на качество стиральных машин оказывают влияние водо­непроницаемость в сопряжениях узлов, соприкасающихся с жид­костью; коррозионная стойкость всех деталей, соприкасающихся со стиральным раствором; отсутствие на этих деталях острых кромок, которые могут вызвать механическое повреждение белья; возможность легкой замены приводных ремней и регулировки их натяжения; полное освобождение от воды гидравлической систе­мы после окончания стирки и блокировка крышки загрузочного люка при работе стиральной машины (на стиральных машинах барабанного типа).

Перезрелые, «нестандартные» плоды, падалица… У рачительного хозяина и они идут в дело: перерабатываются на натуральные фруктовые соки. Получается ценный продукт длительного хранения, который по содержанию витаминов, биологически активных веществ не имеет себе равных.

При сравнительно небольших «объемах производства» затруднений особых здесь не возникает. Появляются последние, когда переработку сырья приходится осуществлять в значительных количествах. Ведь выпускаемые промышленностью мини-соковыжималки для этой цели уже не подходят, нужна техника с большей производительностью. А ее (тем более в период массового созревания плодов) достать, как пишут садоводы-любители и огородники, практически невозможно.

Интересное, на наш взгляд, решение этой проблемы нашел давний читатель и подписчик журнала А. Котенев. В качестве оригинальной соковыжималки он использует отработавшую свое и подвергнувшуюся некоторой переделке стиральную машину.

Заняться в спешном порядке конструированием высокопроизводительной соковыжималки меня вынудил обильный, выращенный на личном подворье урожай фруктов. Решил: пусть это будет машина с электроприводом, в которой и измельчение сырья до необходимой кондиции, и отжим вырабатываемого сока, и мойка всего рабочего объема после завершения сокоотделения, удаления жома осуществляются за счет центробежных сил.

Для воплощения этого замысла в жизнь как нельзя лучше подошла бы бытовая центрифуга «Гауя» с соответствующей доработкой, но под руками ее не оказалось. Зато была давно пришедшая в негодность стиральная машина «Волга» старого образца (круглая). Ее-то и приспособил для новой роли: вместо стирки белья вырабатывать натуральный фруктовый сок. Получилось довольно удачно. А производительность такова, что, скажем, ведро яблок или груш перерабатывается моей соковыжималкой за 3-5 минут с отдачей на выходе 3-3,5 л сока.

Убедился: с помощью такой машины можно быстро и качественно переработать на сок любое количество сырья. Что касается ее надежности, то со всей ответственностью заявляю: за восемь лет эксплуатации соковыжималка ни разу меня не подвела.

Конструкция, как это видно из рисунка, сложностью не отличается и вполне доступна для изготовления в домашних условиях. От стиральной машины (а подойдет любая типа СМР-1,5, в том числе и с квадратным основанием) используются корпус, бачок, сливной шланг, автомат, кабель и крышка. Причем старое отверстие для прохода вала активатора в бачке запаивается, а в центре проделывается новое (под вал двигателя) с патрубком. Детали барабана центрифуги выполняются из листовой нержавеющей стали толщиной 1 мм; его стенки - перфорированные с диаметром отверстий 3 мм. Сетчатый вкладыш - латунный, с размерами ячеек 1X1 мм.

Рис. 1. Стиральная машина СМР-1,5 в роли соковыжималки:

1 - скоба-опора с «башмаком» из губчатой резины, 2 - кронштейн, 3 - узел опорного амортизатора, 4 - опорная скоба, 5 - электродвигатель, 6 - резиновые растяжки (из ручного эспандера), 7 - гнездо для автомата включения электропитания, 8 - вал, 9 - упорная шайба, 10 - днище барабана центрифуги, 11 - терка на круге-основании, 12 - шайба, 13 - гайка М14, 14 - перфорированная стенка барабана центрифуги с сетчатым вкладышем, 15 - загрузочная труба, 16 - крышка с четырьмя зажимными винтами М4 на верхней обечайке, 17 - патрубок, 18 - бак со сливной трубкой, 19 - гнездо для фазосдвигающего конденсатора, 20 - корпус, 21 - колесо с шиной из губчатой резины.

Барабан укладывается на упорную шайбу, вырезанную из 3-мм листовой нержавеющей стали. К нему прижимается располагающаяся на круге-основании терка, выполненная также из листа нержавеющей стали (но уже толщиной 0,8 мм), в котором по эпициклоидальным линиям сделаны четырехгранные просечки (как у обычной металлической терки) с шагом 5-8 мм. Все это закрепляется на конце вала двигателя при помощи гайки М14 со стопорной шайбой.

Сверху внутрь барабана входит, едва не касаясь терки, загрузочная труба (из листовой нержавеющей стали толщиной 1 мм). Ее положение фиксируется четырьмя зажимными винтами М4 на верхней обечайке крышки.

Двигатель - трехфазный асинхронный, с короткозамкнутым ротором, имеющий мощность 1,1 кВт. В соковыжималку он устанавливается на резиновых амортизаторах. Чтобы максимально снизить опасность возникновения радиальных биений, перед окончательным закреплением рабочих элементов на валу двигателя производят статическую балансировку терки-центрифуги.

В однофазную сеть двигатель включается по хорошо зарекомендовавшей себя на практике схеме с фазосдвигающим конденсатором, емкость которого, строго говоря, должна меняться в зависимости от числа оборотов. Поскольку выполнить реально последнее условие крайне трудно, включение производят с расчетной (пусковой) емкостью, а после разгона пусковой конденсатор отключают, оставляя рабочий.

Рис. 2. Электрическая схема конструкции с трехфазным электродвигателем в однофазной сети (соединение обмоток - «треугольник»).

Емкость рабочего конденсатора C р (в микрофарадах) для трехфазного электродвигателя, обмотки которого соединены по схеме «треугольник», определяется в общем виде по формуле:

C р = 4800 * I / U

(при включении по схеме «звезда» вместо коэффициента 4800 берется 2800). А ток I (в амперах) при известной мощности электродвигателя можно определить из выражения:

Емкость пускового конденсатора C п обычно берется в 1,5-2 раза большая, чем у рабочего. Но в нашем конкретном случае двигатель работает с недогрузкой, поэтому C п, как и C р, можно было бы уменьшить. Поэкспериментировав, я, например, остановился на таком варианте: C р =65 мкФ, а от C п, учитывая конкретные условия эксплуатации и тип двигателя, отказался вовсе.

В заключение считаю необходимым отметить, что предлагаемая конструкция соковыжималки при тщательном выполнении всех механических узлов и электрооборудования безотказна в работе, проста и удобна в обращении. Сделав ее, жалеть не будете.

А. КОТЕНЕВ, инженер-электромеханик, г. Бештек

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Реле типа РВЦ-6-50 относится к механическим приборам времени с контактным выходом, с часовым балансовым механизмом, с пружинным двигателем, с ркгулируемой выдержкой времени. Реле предназначено для автоматического циклического реверсирования и отключения однофазных электродвигателей стиральных машин и других приборов. Для установки выдержки времени реле следует повернуть заводной вал с помощью ручки-указателя по часовой стрелке, при этом происходит включение электродвигателя сразу же после паузы, во время которой происходит подготовка для реверсирования электродвигателя.
увеличить фото
Технические характеристики реле РВЦ-6-50 - это:
1)диапазон выдержки времени 1...6 мин; 2)погрешность отключения ±40 сек; 3)продолжительность рабочего периода реверсирования 50±5 сек; 4)прододлжительность паузы перед реверсом 10±5 сек; 5)номинальный ток, коммутируемый контактами прии напряжении 220В - 6А; 6)угол поворота заводного вала, соответствующий выдержке времени в 1 мин составляет 45 градусов.


Стиральная машина "Азовье" типа СМ-1,5

Еще один представитель типа СМ - стиральная машина "Азовье". Привод машины состоит (рис.2) из электродвигателя М типа КД-180-4/56 (показан на фото справа, сведения о нем можно посмотреть здесь http://www.krzed.ru/catalog/119/45/), реле времени КТ типа РВР-6 и теплового реле РТ типа РТ-10-1,4-УЧ. В состав схемы также входит группа конденсаторов С1, С2, С3 типа КБГ-МН-600В емкостью 4мкФ. Для подключения к сети машинка снабжены шнуром XF марки ШБВЛ-ВП2х0,25. Пуск и остановка привода активатора осуществляется с помощью реле времени, ручка которого выведена на панель управления. Время стирки регулируется реле времени в пределах 0...6 мин.
Немного о применяемом реле.
Для получения прерывисто-реверсивного движения активатора в стиральной машине установлено реверсирующее реле времени РВР-6, на валу которого установлен кулачок 5 (см. рис.3), переключающий в необходимой последовательности обмотки электродвигателя привода активатора для создания его реверсивного движения. Реле выполняет одновременно функции задающего устройства и ограничителя продолжительности стирки, как обычное реле времени РВ-6, совмещенное с задающим устройством, состоящим из кулачка и двух контактных групп. Кулачки задающего устройства размыкают контакты 6 и 7 цепи рабочей обмотки электродвигателя привода активатора, обесточивая ее, а затем переключают контакты 1, 2 и 3 цепи пусковой обмотки, меняя напрвление тока. Электродвигатель подключается к сети посредством замыкания контактов коммутирующего устройства реле времени. Замыкание контактов происходит при повороте ручки-указателя, закрепленной на валу 4 по часовой стрелке на требуемое время стирки.