Скользящая поверхность экструдированная. Подготовка структуры скользящей поверхности лыж? Структура, нанесенная шлифовальной машиной

Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:
* очень гладкая, блестящая, как бы полированная
* оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
* оксидированная, сухая в результате хранения слоя мази

Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхности Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также "разрывает" поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:


Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемостью снега и содержанием свободной воды в снеге.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ До того, как воспользоваться новыми лыжами, следует проверить, чтобы у лыж не было фабричных дефектов. Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем, либо вручную, с использованием наждачной шкурки на тканевой основе. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ВРУЧНУЮ Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами.
К фабричным дефектам можно, например, отнести нервности скользящего покрытия, которые в дальнейшем трудно будет исправить циклом, различная толщина и, соответственно, жесткость лыж и др.

Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка наподобие Swix (Т401).Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0,25 мм, 0,75 мм, 1,0 мм, 2,0 мм и 3,0 мм). Инструмент проводится от носка к пятке лыжи с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка наподобие Swix Т79. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности бороздок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом (Т265) для "скругления" острых кромок бороздок.

СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ШЛИФОВАЛЬНОЙ МАШИНОЙ Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперек рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создает на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. В общем, более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.

В общем, структуры, созданные шлифовальной машиной, определяются как "кусочно-линейные".
Технология обработки лыж на специальной шлифовальной машине пришла в из горнолыжного где поверхность лыж изнашивается очень быстро, а циклевать горные лыжи практически невозможно по причине наличия у горных лыж металлических кантов. При шлифовке на машине снимается одинаковое количество материала и с металлических кантов, и с пластика поверхности.
Возможности применения шлифовки наждачным камнем в промышленных масштабах привели к тому, что производители гоночных лыж стали использовать шлифовку камнем для доводки скользящей поверхности производимых лыж. На сегодняшний день все западные фабрики -производители «равнинных» лыж - используют шлифовку камнем не только для элитных лыж, нс и для прогулочных - такова конкуренция. Кроме того, все мало-мальски серьезные магазины или пункты проката стали обзаводиться машинами для каменной шлифовки. Машины последнего поколения уже приспособлены для более «нежной» работы с гоночными лыжами. Таким образом, шлифовка наждачным камнем стала неотъемлемой частью индустрии гоночных лыж.

Что же представляет собой этот метод?
Схематично машина состоит из вращающегося наждачного камня большого диаметра, на который лыжа подается с равномерной скоростью расположенным сверху наждачного камня подпружиненным резиновым роликом. Наждачный камень вращается навстречу движению лыжи и снимает определенный слой пластика скользящей поверхности под струями охлаждающей и связывающей пыль волы.

На наждачном камне нанесены бороздки, которые при шлифовке переносятся на скользящую поверхность лыжи и образуют те или иные «структуры».
Наждачный камень высокого качества состоит из специальных острых минеральных кристаллов. При работе кристаллы выхолащиваются, и рисунок на камне время от времени должен освежаться. Рисунок на камне наносится алмазным резцом, равномерно двигающимся вдоль образующей цилиндрического камня. Скорость вращения камня и скорость подачи резца определяют параметры получаемого рисунка.
Когда резец движется медленно, на камне образуется мелкий рисунок, который наносит на лыжу мелкую структуру, более подходящую на новый мелкозернистый снег. Чем быстрее двигается резец, тем крупнее будет рисунок на камне и соответственно структура на лыже. Такая структура больше подойдет на грубый, мокрый, старый снег и лед. При движении алмазного резца в обе стороны вдоль поверхности шлифовального камня при нанесении на камень рисунка можно достичь решетчатой структуры на лыже. Если резец будет наносить рисунок лишь при движении в одну сторону, создадутся линейные структуры.

Раньше фабрики завершали цикл производства гоночных лыж шлифовкой наждачной лентой-«шкуркой» в виде замкнутых лент. Этот метод очень хорошо выравнивал поверхность вдоль лыжи, но поверхность оставалась неровной в поперечнике. Шлифовка лентой оставляла также очень много ворса на скользящей поверхности лыжи, поэтому скользящая поверхность требовала большой доводки.

Бесспорными преимуществами шлифовки камнем являются очень малое количество ворса и ровная скользящая поверхность в поперечнике лыжи. К недостаткам метода относятся: вероятность пережога пластика скользящей поверхности, «волна» на скользящей поверхности, «не та» структура.
На сегодня шлифовка наждачной лентой в производстве лыж является подготовительной операцией перед шлифовкой камнем.
Структура на лыжу наносится за несколько проходов. Если наждачный камень вращается слишком быстро или на подающий ролик оказывается слишком высокая вертикальная нагрузка, то пластик скользящей поверхности может быть «пережжен». Этого, правда, невооруженным глазом не увидишь, но можно определить по быстрому побелению скользящей поверхности лыжи в области пятки ботинка на сухом или «агрессивном» снегу или по тому, что при приплавлении парафинов на лыже остаются «сухие» пятна. Такую лыжу нужно циклевать или опять шлифовать. Качество каменной шлифовки зависит в большой степени от знаний и умений человека, производящего эту работу.

Национальными сборными командами шлифовка камнем используется очень широко, хотя предмет изучен еще достаточно слабо. Дело в том, что воспроизвести ту или иную «победную» структуру со 100-процентной точностью практически невозможно. Камень изнашивается, и меняется его диаметр, состав камня неоднородный, резец тупится, камень вращается с разными скоростями, лыжа подается тоже на разных скоростях и т.д., и т.п. Например, норвежский олимпийский комитет выделил 300.000 $ на исследование структур и создание лазерного сканера с компьютерным обеспечением, с помощью которого можно будет снимать «слепок» структуры скользящей поверхности. В шутку норвежцы говорят, что, установив его под лыжней, можно будет скопировать структуры, например, у всех стартующих в той или иной гонке Кубка мира.
Лыжники массового спорта готовы платить 40-70 $ за каменную шлифовку, что создает в мире ощутимый рынок таких услуг с оборотом примерно в 25 миллионов долларов в год.

В России машины для каменной шлифовки лыж есть только на некоторых фабриках. К сожалению, весьма в плачевном состоянии. Со временем услуга по каменной шлифовке горных и гоночных лыж появится и в России. Российскому пионеру шлифовки камнем предстоит инвестировать как минимум 10.000 $ в подержанную машину (с проведенным предпродажным сервисом и заменой всех изношенных деталей) или 15-20.000 - в новую.
На наш взгляд, шлифовка камнем скользящей поверхности гоночных лыж не является панацеей при решении проблемы скольжения. Лыжи, правильно подобранные по жесткости и распределению веса гонщика по лыже (профилю весового прогиба), - вот залог успеха. Если лыжа не скользила до шлифовки. Шанс, что она начнет работать после шлифовки, очень мал. Притом, что большинство отечественных лыжников имеет в своем арсенале лишь по 1-2 пары «боевых» лыж, хорошая стальная цикля, риллер-накатка, комплект хороших щеток и пара умелых рук являются неплохой альтернативой каменной шлифовке.

После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остается мало или не остается совсем. Для того чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог оплавиться при шлифовке.

СНЯТИЕ ВОРСА
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истертого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Наилучшие результаты дает фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния, например, фибертекс Swix Т265. Для снятия ворса движения фибертексовой губки могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом, пройдите поверхность бронзовой щеткой Swix Т158 несколько раз. Можно даже пройти щеткой и фибертексом несколько раз от пятки к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом Т266, который содержит более мягкий абразив.
Другой - очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок Т89. Легкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом Т265 удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Скольжение молено улучшить, нанеся рисунки на поверхности лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также "разрывает" поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:
1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15,5 °С и ниже;
2. Средняя структура для промежуточного трения от -15,5 °С до 0,5 °С;
3. Крупная структура для мокрого трения при 0,5 °С и теплее.

Речь в этой статье пойдет о лыжной базе. Но не о той, где собираются любители лыжного спорта до и после катания (а иногда и вместо катания), а о базе самой лыжи - ее скользящей поверхности.

Перед написанием этой статьи я попытался получить данные о базах разных производителей. Но кроме коммерческого названия никакой дополнительной информации найти не удалось. Видимо, это секрет. Поэтому я решил рассказать об этой теме, абстрагируясь от конкретных моделей лыж. В общих чертах, так сказать.

Все мы хотя бы раз в жизни видели лыжи. Некоторые из нас видят их очень часто. Но мало кто задумывается, почему же все-таки едут лыжи. И шутливый ответ: «По снегу!» - не раскрывает сути вопроса.

Для начала давайте рассмотрим тот самый шутливый ответ. Действительно, лыжи едут по снегу. Но снег ведь тоже бывает разный: сухой, влажный, старый, новый, порошкообразный, подмерзший и еще много какой. Соответственно, существуют разные типы скольжения. Всего их можно поделить на два вида - сухое и влажное скольжение.

Оптимальной температурой снега для скольжения лыжи является температура - 3 градуса Цельсия. Почему? Потому что при такой температуре тончайшая водяная пленка, на которой скользит лыжа, имеет оптимальные свойства, главное из которых - ее толщина. В идеале она должна составлять всего одну молекулу. Пленка образуется в результате трения поверхности лыжи о снег и плавления кристаллов снега.

При температуре снега ниже -3 градусов начинает преобладать сухое трение. Оно сопровождается накоплением статического электричества, которое притягивает лыжу к снегу.

При температуре выше -3 градусов образуются излишки воды. Это тоже препятствует хорошему скольжению вследствие капиллярного притяжения между водой на поверхности снега и лыжей.

Теперь, когда мы знаем о свойствах скольжения и его недостатках, разберемся, как борются изготовители лыж с данными трудностями.

Какими бы не были лыжи, для всех них скользящая поверхность изготавливается из пластика (полиэтилена) с добавлением графита (именно он придает базе черный цвет, содержание его в пластике колеблется от 10% до 3%), а так же фторуглеродов и разных специфических добавок. Чем больше графита, тем дороже лыжи и выше их класс. Бывают лыжи и с белой (прозрачной) базой. Такие базы совсем не содержат графит и, как правило, недороги. Зачем нужен графит? Во-первых, он снижает накопление электростатического заряда, что способствует улучшению сухого скольжения. Во-вторых, графит отлично проводит тепло. Это значит, что при высоких температурах он отводит образующееся при трении тепло от скользящей поверхности внутрь лыжи, препятствуя тем самым излишнему образованию воды при влажном скольжении. Как правило, большое содержание графита (от 8% до 10%) имеют так называемые «теплые» лыжи, так как капиллярное притяжение воды - более сильный фактор, снижающий скольжение, нежели статическое электричество. В универсальных базах графита от 7% до 0%, в «холодных» - около 4%.

Также существует два способа производства пластика для лыж: спекание (sintering) и экструзия (extrusion). Первым методом изготавливаются гоночные высококлассные лыжи. Вторым - соответственно лыжи среднего и низкого классов. Рассмотрим оба вида производства.

Спекание - это процесс полимеризации полиэтилена, графита и добавок - в кристаллическую структуру при высокой температуре и давлении. В результате спекания в кристаллической структуре остаются пространства, заполненные аморфным полиэтиленом и частичками графита. Температура плавления парафина и аморфного полиэтилена очень близки, поэтому база имеет свойство впитывать смазку. Большое количество смазки позволяет лыже дольше сохранять свойства скольжения, что требуется спортсменам-профессионалам. Смазка нужна для того, чтобы приспособить базу к конкретным снежным условиям, для выдачи наибольшей производительности, если можно так сказать.

Экструзия - это продавливание расплавленной полиэтиленовой массы через профилирующее отверстие. База получается гладкой, почти не имеющей пор. Она не способна впитать большое количество смазки. Зато такой способ изготовления значительно дешевле, что позволяет делать массовые модели лыж.

Спеченный и экструдированный пластики близки по твердости, однако спеченный пластик более устойчив к царапинам, но зато хуже поддается ремонту.

Для придания базам необходимых свойств на них наносят структуру. Для «теплых» лыж структуры делают более крупными, снижающими капиллярное притяжение воды. Для «холодных» - мелкими, увеличивающими площадь трения для образования оптимальной водяной пленки. Структуры наносят разными способами - абразивными камнями, алмазами, под компьютерным контролем.

Отдельно стоит в двух словах упомянуть разные типы смазок. Для сухого скольжения в холодную погоду используют твердые синтетические парафины с антистатическими добавками. Они долго держатся на базе, препятствуя ее «ожогу» о сухой снег. При влажном скольжении используют фторуглеродные смазки, так как фтор отталкивает воду и грязь.

Вот так, комплексно, производители добиваются результатов в борьбе с «неправильными» условиями скольжения. Мы же с вами, когда снова возьмем в руки лыжи, другими глазами посмотрим на их черную, как ночь поверхность. Имея информацию, которая изложена в этой статье, мы сможем лучше понять процессы, которые происходят при катании на лыжах. А значит, более грамотно подойти к вопросам выбора и подготовки лыж к катанию. Я желаю всем удачи и отличного скольжения!

Источник www.ski.ru

Скользящая поверхность (или "база’ или ‘скользяк’ или ‘base’ англ.)- единая полоска пластика идущая от носка лыжи до пятки. Отвечает за скольжение лыжи или сноуборда по снегу. Следовательно, основная ее функция это уменьшение трения о снег. При этом она не должна трескаться на морозе, и по возможности не царапаться. Различают следующие типы скользящих поверхностей:

Скользящая поверхность из экструдированного полиэтилена (Extruded Base)
Материал - специальная смесь высокомолекулярных полиэтиленов. Extruded - это значит, что он заливается прямо на подложку - в виде однородной (а значит прочной и гибкой при затвердевании) массы. Хорошо пропарафиненный, он почти также быстр, как графитовый, но более дешев, прост в обращении и уходе, а также легче заплавляется, если Вы в угаре "поймали" пару камешков.

Скользящая поверхность из спеченного полиэтилена (Sintered Base)
Порошок из особой смеси полиэтиленов спекается при огромном давлении и высокой температуре в супер-плотный лист, из которого затем вырезается по геометрии сноуборда или лыжи необходимый размер. Этот тип, имеет более пористую структуру, поэтому впитывает больше мази, чем экструдированный полиэтилен, и соответственно скользит лучше. Не боится мелких царапин и ледяной "крошки". При этом, будучи разогретым утюжком, впитывает парафин или мазь как губка, и долго держит его. Недостатки: дорого стоит и сложно ремонтировать.

Скользящая поверхность Electra Sintered Base
Профессиональная версия Electra Sintered. Electra - это значит в него добавили графитовой пыли для уменьшения коэффициента трениям почти до нуля. Она быстрее молнии довезет вас до победного финиша в сноуборд-кроссе, или вынесет вас над стенкой самого большого хаф-пайпа в мнговение ока. Тверда как черное дерево, но если вы решите проверить её на прочность, катаясь по парапетам, рельсам и камням, не мечтайте самостоятельно заплавить ее - это под силу только лучшим профессиональным мастерам.
Очень часто в каталогах производителей и продавцов Вы будете находить термин «Stoneground ». Не стоит переводить его как: «…скользящая поверхность со шлифовкой камнем». На самом деле это означает, что на скользящую поверхность нанесена «структура». Это специальный рисунок, состоящий из бороздок, наносящийся на заводе. Он препятствует прилипанию сноуборда к снегу. Что немаловажно при катании, когда температура близкой к нулю или чуть выше, когда снег влажный.

Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

Структура скользящей поверхности

Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:

  • очень гладкая, блестящая, как бы полированная
  • оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
  • оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази

Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхность лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также разрывает поверхностное натяжение плёнок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основных группы:
1. Мелкая структура для условий сухого трения от-15°С и ниже;
2. Средняя структура для промежуточного трения от-15°С до О°С;
3. Крупная структура для мокрого трения при 0°С и теплее.
Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемости снега и содержанием свободной воды в снеге.

Структура, нанесенная вручную

Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами. Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка (SWIX T401). Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0.25 мм, 0.5 мм, 0.75 мм. 1,0 мм. 2.0 мм и 3.0 мм). Инструмент проводится от носка к хвосту лыжи с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка (SWIX T79). Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком (SWIX T80) или бритвенным скребком (SWIX T89) слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности грядок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом (SWIX T265) для скругления острых кромок бороздок.

Структура, нанесенная шлифовальной машиной

Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперёк рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создаёт на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу прижимают к шлифовальному камню и скорость, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. Более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.
После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остаётся мало или не остаётся совсем. Для того, чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог сплавиться при шлифовке.

Снятие ворса

Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истёртого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Фибертекс разработан специально для снятия ворса. Наилучшие результаты даёт фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния (SWIX T265). Для снятия ворса движения фибертексовой губкой могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом. пройдите поверхность бронзовой щёткой (SWIX T158) несколько раз. Можно даже пройти щёткой и фибертексом несколько раз от хвоста к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом (SWIX T266), который содержит более мягкий абразив.
Другой очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок (SWIX T89). Лёгкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом (SWIX T265) удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Ожог поверхности (оксидированная скользящая поверхность)

Обычной неприятностью при катании по жёсткому снегу является так называемый "ожог поверхности". Он лучше всего виден на чёрных поверхностях. "Обожжённая" поверхность выглядит "сухой", но на самом деле то, что вы видите, это истёртые о жёсткий холодный снег, разлохмаченные полиэтиленовые волокна. В первой половине зимы, когда воздух и грунт холодные, а снега мало, шансы на повреждение поверхности в результате истирания наиболее высоки.

"Обожжённая" и оксидированная поверхности обрабатываются одинаково. Разумно снять истёртый слой бритвенным скребком (SWIX T89) или стальным скребком (SWIX T80). Не забудьте заново нанести бороздки накаткой (SWIX T401). Однако, если ожог или оксидирование "мягкое" (не сильное), возможно, будет достаточно только фибертекса (SWIX T265). Насытьте поверхность горячим способом мягкой мазью (SWIX CH10). Чтобы снизить износ поверхности при этих условиях, в качестве верхнего слоя предпочтительнее использовать мази с синтетическими парафинами (SWIX HF4, LF4, LFG4 или CH4). Они могут быть использованы самостоятельно или в смеси с мазью, на одну ступень более тёплой.

Для ориентира указаны артикулы мазей и инструментов Swix, аналогичные мази и инструменты есть и других марок.
Подготовлено по материалам, предоставленным компанией SWIX

Лыжи со стороны базы шлифуют довольно редко. Основные причины, по которым шлифуют базу — сильно поврежденные («круглые») канты, которые только боковой точкой восстанавливать нет смысла, и (или) большие площади ремонтируемой скользячки. Каждый раз, когда просто точат канты или делают мелкий ремонт базы, шлифовать базу полностью смысла нет.

«А вот еще вопрос про заточку. Не знаю, как уж мне точили в Канте (не проверял). Думаю, что со стороны скользящей поверхности угол был нулевым.»
Нет совсем не обязательно нулевой. Если точили на нормальной машине, то параметр угла завала со стороны базы выставляется, как правило, не равным 0. Если точильщик квалифицированный, разумеется. Если точили базу на самопальном шлифовальном станке, то тогда будут большие шансы получить нулевой угол. В этом случае опытный точильщик по идее должен предупредить, что угол стал нулевым и лыжы будут сильно зарезаться.

«Лыжи «держали» и поворачивали неплохо.»
Если канты были в неважном состоянии, то после заточки на любые углы лыжи будут восприниматься как «хорошо держащие и неплохо поворачивающие». Другое дело, насколько субъективно лыжи изменят свое поведение по сравнению с тем временем когда они были новые — неизвестно, т.к. те ощущения давно забыты, а параметры заточки новых лыж вряд ли были известны. Насколько важно подбирать для каждого лыжника оптимальные для него углы, я сказать не могу. Это нужно каждому решать для себя — некоторые по несколько лет вообще не точат лыжи… Мне это было важно и нужно. В свое время я этим вопросом занимался и выяснил, что мне нравится 0,5 на 86 при любом состоянии снега. Очень редко 0,0 или 1,0 в комбинациях с 86 или 87, но всякий раз возвращаюсь к привычному. Конечно, такие углы заточки могут подойти далеко не всем.

«Вычитал, что оказывается на Кубке все точат кант под ненулевым углом по отношению к скользящей поверхности (кроме слалома). А любителям это сильно помогает?»
Да. Нулевой угол не то что не помогает, а скорее очень сильно мешает, а недостаточно большой угол делает лыжи значительно «строже и недружелюбнее». Поэтому любителям необходимо точить лыжи под ненулевым углом всегда и этот угол должен быть довольно большим. Даже если захотите ехать слалом не делайте угол нулевым, особенно накануне тренировки (соревнований), да и не меняйте его — езжайте с привычными углами. Или сделайте все заранее, что-бы успеть привыкнуть или иметь время для тюнинга или даже переточки. Изменение углов заточки кантов способно радикально изменить поведение лыж.

«…угол со стороны базы может стать нулевым и лыжи будут очень сильно зарезаться. А можно поподробнее?»
В этом случае лыжа становится почти идеально ровной со стороны базы. Небольшие, даже случайные изменения угла кантования плоской лыжи могут приводить к тому, что лыжа будет стремится в несанкционированный поворот. Это особенно мешает в момент сопряжения поворотов. При сопряжении поворотов лыжи какое-то время находятся в плоском положении. В случае плоской базы и кантов лыжи в этот момент нестабильны, т.к. небольшие и даже случайные изменения угла кантования могут инициировать нежелательный поворот лыж. Лыжи могут зарезаться, оставшись в старом повороте несанкционированно, или войти в новый поворот уже тогда, когда центр масс еще недостаточно вошел в новый поворот. Если бы канты лыж имели завал 1..2 градуса, то случайное кантование помимо воли лыжника было бы почти исключено, т.к. до начала врезания кантов, необходимо создать гораздо больший угол, что хорошо поддается контролю. Часто полезно слегка притупить небольшой участок носков лыж, если они очень хорошо заточены. Делать это лучше специальной резиной с абразивом, можно аккуратно пользоваться каким-нибудь бархатным напильником или наждачкой от 1000 и выше. Если нет опыта, притуплять канты лучше постепенно, пока не будет ОК. Конечно же, чрезмерный завал кантов также вреден.

«Как я понял, если точить канты со стороны базы под ненулевой угол, то при последующей машинной обработке придется снимать много скользячки. Оправдано ли тогда точить со стороны базы?»
На самом деле, канты со стороны базы точатся по настоящему крайне редко. Если угол завала кантов правильный, вся точка может сводится лишь к устранению имеющихся заусенцев от камней и, в основном, устранению фаски от точки кантов со стороны боковой поверхности. Нужно бережно относится к кантам со стороны базы и пользоваться мелким (алмазным) инструментом. Чрезмерное усердие в точке кантов со стороны базы приведет к быстрому увеличению завала кантов со стороны базы. Устраненние такого излишнего завала возможно только очень дорогим путем — шлифовкой базы «под ноль» с тем, чтобы после этого снова сделать правильный угол завала со стороны базы. Также после этой операции может понадобится нанесение новой структуры.

Кстати — есть и еще одна небольшая проблема — а как собственно определить, какой угол завала на конкретной паре лыж. Это несколько потруднее, чем определить угол заточки с боковой стороны. Профессионалы используют специальный угломер, а на практике можно попытаться определить этот самый угол при помощи кантореза с переменным углом заточки.

Александр Юров

Очень важный метод очистки скользящих поверхностей лыж и сноубордов – использование мази вместо растворителей. Данный метод также применим для очистки базы после использования Cera F.

1.
Сначала обработайте базу бронзовой щеткой Т0158 или грубой щеткой Т0190В с сильным нажимом, чтобы удалить оксидированный слой, а также грязь и старую мазь.
2.
Выберите мягкую мазь (с низкой температурой плавления), например СН10 или СН8. Температура утюга должна быть примерно 100 — 120C. Разглаживайте мазь утюгом до тех пор, пока доска или лыжа тщательно не прогреется и мазь не будет оставаться жидкой на поверхности. Нагрев базы и жидкое состояние мази «откроют» микроструктуру поверхности и вытянут все частицы грязи из базы в мазь.
3.
Пока мазь еще жидкая, соскребите её. Возможно стирание мази тканью, с последующей обработкой скребком.
При необходимости повторите операцию. После езде по загрязненному снегу может понадобиться повторная обработка горячей мазью 2-3 раза с дополнительной чисткой грубой щеткой между наложениями мази.
Это метод «горячего циклевания» помогает избежать пересыхания базы, вызываемого некоторыми растворителями.
Внимание:
Эта процедура также используется для подготовки базы к нанесению мази, необходимой на данный день. Например, если вы выбрали LF8, нанесите мазь утюгом и соскребите ее, пока она ещё жидкая или мягкая. Снова нанесите LF8, размажьте ее утюгом и оставьте остыть до комнатной температуры перед обработкой скребком. Это подготовит скользящую поверхность к использованию мази LF8.

Хорошие лыжи — чистые лыжи.

Общая схема, используемая мастерами высшего класса
1.
Удалите транспортировочную мазь с поверхности лыжи и желобка скребком из оргстекла.
2.
Обработайте поверхность бронзовой щеткой (Т0158) или грубой щеткой (Т0190В).
3.
Продолжите обработку фибертексом Т266.
4.
Произведите заточку скользящей стороны кантов под требуемым углом (см. раздел «Точка кантов»).
5.
Заточите боковую сторону кантов под требуемым углом. Используйте соответствующие направляющие и держатели для напильника. Некоторые специалисты во время точки кантов закрывают базу специальной лентой, чтобы защитить её от воздействия опилок.
6.
Отполируйте канты алмазным полировальным камнем (Т0235).
7.
Удалите мелкие заусенцы абразивным бруском Т0994 или фибертексом Т265.
8.
Очистите базу мягкой мазью (см. раздел «Очистка скользящей поверхности мазью»).
9.
Нанесите необходимую гоночную мазь. При холодной погоде предварительно обработайте базу вдоль кантов мазью СН3 для защиты от «обжогов».
10.
При использовании LF4, HF4 и СН4 — более твердых и хрупких мазей для низких температур, удаляйте лишнюю мазь в неостывшем, мягком состоянии, чтобы избежать впоследствии сколов мази.
11.
По остывшим лыжам или сноуборду снова пройдите острым скребком, удаляя легкими движениями излишки мази. Используя скребок Т0087 и фибертекс Т266, удалите излишки мази с боковин и из желобка.
12.
Обработайте базу белой нейлоновой щеткой (Т0161 или Т0194В) или комбинированными щетками (Т0155 или Т0193В).
13.
Сделайте еще несколько легких проходов скребком из оргстекла.
14.
Продолжите обработку белой нейлоновой щеткой (Т0161 или Т0194В). Для более твердых мазей и для поверхностей с мелкой структурой используйте комбинированную щетку Т0155.
15.
Произведите финальную обработку синей нейлоновой полировальной щеткой (Т0160 или Т0195В). Протрите фиберленовой салфеткой (Т0151).
16.
Нанесите F4 или твердую Cera F на боковую поверхность и отполируйте её.

Существует несколько факторов, влияющие на обработку базы лыж утюгом. Среди них:

1. Использование соответствующего утюга.
2. Правильный температурный режим.
3. Правильное время обработки утюгом.
4. Соответствующая комнатная температура.
5. Надлежащим образом подготовленная поверхность лыжи.
Электрический утюг для смазки Swix (T7411/7422).
Экономичный утюг с настройкой температуры. Стандартная поверхность нагрева. Световой индикатор для правильной регулировки температуры.
Электрический утюг для смазки Swix (T7311/7322).
Поддержание постоянной температуры. Двойная поверхность нагрева. Зелёный индикатор нагрева до нужной температуры. Красный индикатор окончание нагрева. Цвет изменяется при быстром ведении утюга вдоль лыжи.
Swix Thermonator (T7211/7222).
Цифровой электронный утюг. Выбор ведущих техников Кубка Мира. Цифровой дисплей, показывающий температуру скользящей поверхности. Точный контроль температуры для лучшего впитывания мази. Точное распределение тепла большой рабочей пластиной. Точный температурный контроль +/- 4?С. Переключатель на шкалу Фаренгейта.

Рекомендации по технике безопасности.
— Вентиляция комнаты для смазки. В обязательном порядке убедитесь, что помещение, где вы работаете, имеет принудительную вытяжную вентиляцию и приток свежего воздуха. Организаторы соревнований обычно уделяют недостаточно внимания помещению для подготовки инвентаря, и часто комнаты для смазки имеют плохую вентиляцию или не имеют её вовсе.
— Не подвергайте мази действию открытого огня: пламени горелок для смазки, паяльных ламп, отопительных приборов и т.п. Не курите во время обработке лыж фторосодержащими мазями. Лучше, конечно не курить совсем! Фторосодержащие мази при нагревании выше температуры 300?С разлагаются с выделением токсичного газа. Обычная температура утюга не вызывает опасного разложения мазей Swix.
— При использовании вращающихся щеток заметное количество мази рассеивается в виде пылевидных частиц. Для предохранения органов дыхания рекомендуется применять защитную маску (например бумажную маску, применяющуюся в деревообработке).
— При работе с вращающейся щеткой используйте защитные очки.
— Если у вас вызывает сомнение качество используемой мази или вы чувствуете, что уже сильно надышались парами мази, используйте респиратор патронного типа для защиты от паров органических растворителей. Такого рода респиратор важен при ремонте скользящей поверхности горящей полиэтиленовой ремонтной свечкой или аппаратом для сварки скользящей поверхности.
— Соблюдайте меры безопасности в соответствии с типом растворителя, используемого для очистки скользящей поверхности. Обеспечьте хорошую вентиляцию. Выбрасывайте салфетки или ветошь в предназначенное место.

Факторы, влияющие на выбор мази

Температура
Обычно на упаковках мазей Swix указаны как температуры воздуха, так и снега. Если указана только одна шкала температур, то это температуры воздуха. Первая отправная точка при выборе мази — замер температуры в тени. Это необходимо сделать в нескольких точках вдоль трассы, особенно наиболее критические точки вроде плоских участков. Температура снега также может быть полезной. Но помните, что когда температура снега достигла точки замерзания (0C), то далее она расти не будет независимо от повышения температуры воздуха. В этом случае лучше использовать температуру воздуха и обратить внимание на содержание воды в снеге.

Влажность
Влажность важна скорее как локальная тенденция климата и нет необходимости в ее точном измерении. Важно знать, проходят ли соревнования в зоне сухого климата, со средней влажностью до 50%; в зоне нормального климата при влажности 50% — 80% или при влажном климате от 80% до 100%. Помимо этого, необходимо учесть возможность выпадения осадков.

Зернистость снега
Для правильного выбора мази также важен вид снежных кристаллов и тип получающейся поверхности. Падающий или очень свежий только что выпавший снег — самая сложная ситуация для смазки. Острые кристаллы требуют мази, которая не допускает проникновения кристаллов снега, но при более высоких температурах она должна еще обладать и водоотталкивающими свойствами. Именно в этой сложной ситуации наилучшей является Cera F.
Искусственный снег является сейчас самым распространенным покрытием. Свеженапыленный снег при низкой температуре особо требует синтетических парафиновых добавок, таких как CH4, LF4, HF4 и CH6, LF6, HF6. После того, как искусственный снег «вылежался» несколько дней, в результате действия окружающей атмосферы его скользящие свойства улучшаются и условия для смазки нормализуются.
При повышении температуры воздуха выше 0C, температура снега остается 0C. Количество воды, окружающей кристаллы снега возрастает до тех пор, пока снег не становится насыщенным водой. В этом случае требуются сильно водоотталкивающие мази и глубокий структурный рисунок скользящей поверхности.

Трение
Трение на льду и снеге является смешанным, то есть не является как чисто сухим, так и жидкостным трением. При очень низких температурах, механизм трения должно описывать законам сухого трения.
Трение при средних температурах, от -4C до -10C, водяная прослойка между трущимися частями имеет оптимальную толщину, обеспечивая низкое кинетическое трение.
При приближении температуры к точке таяния, водяная прослойка утолщается и возникает свободная вода. При этом увеличивается площадь контакта лыжи и снега, что влечет за собой увеличение трения. При увеличении количества воды усиливается эффект присасывания лыж к снегу.

Многие гонки сейчас проходят на искусственном снегу или на смеси искусственного снега и естественного. При низких температурах это означает, что необходимо выбрать мази для использования именно в таких условиях. Если снег идет в ходе соревнований или когда поверхность снега становится влажной из-за оттепели или сильного нагрева солнцем, то только в этом случае условия выбора мази становятся «естественными». Мази для холодного искусственного снега содержат большее количество твердых, хрупких синтетических парафинов. Мази для более теплой погоды содержат меньше синтетических добавок и больше фтороуглеродных.

Обработка лыж щеткой
Перед обработкой лыж или доски щеткой их следует остудить в течение 15 минут. Используйте не скребущие нейлоновую (Т0161) или конскую (Т0157) щетки. FC040 хорошо прилипает к базе и поэтому рекомендуется также использование щетки со смешанной набивкой (Т0155). Закончите обработку полирующей щеткой (Т0160). Окончательная полировка производится от носка лыжи к пятке.

СТРУКТУРЫ
Когда база сноуборда или лыжи имеет определенный поверхностный рисунок, то скользящие свойства улучшаются по сравнению с абсолютно гладкой скользящей поверхностью.
Невозможно точно классифицировать бесконечное количество разных типов снега и структурных рисунков. Поэтому, для удобства описания, всевозможные виды структур можно объединить в три основные группы:
Мелкие структуры.
Средние структуры.
Крупные структуры.

Структуры и типы снега.

Мелкие структуры.
Мелкая структура наносится на базу в основном для нового и мелкозернистого снега при температурах от 0С и ниже. Также, структуры такого типа используют и на более старом мелкозернистом снегу с температурой от -8С и ниже. Насечки имеют ширину около 0.5 мм и глубину 0.1-0.2 мм.

Средние структуры.
Структуры со средним типом насечек с шириной от 0.5 до 1.0 мм и глубиной от 0.2 до 0.3.используют в диапазоне от +4С до -6С для нормального снега.

Крупные структуры.
Такие структуры наносят на скользящую поверхность в случаях, когда снег прошел через один или несколько циклов таяния и перезаморозки, или же на крупнозернистом снегу вблизи точки таяния. Типичные для этого случая температуры снега около 0С, а воздуха от 0С до +10С. Ширина насечек в этом случае от 1.0 до 1.5 мм и глубина 0.2 — 0.3 мм.

Рисунки структур.

Линейные структуры.
Тонкая линейная структура хорошо работает на холодном сухом снегу.

Перекрестные структуры.
Наиболее часто используемыми являются диагональные структуры. Они лучше работают для снега со средней и высокой влажностью, содержащего крупные кристаллы. Такая структура выглядит как четкое диагональное разбиение, нанесенное на поверхность базы под определенным углом. Слишком глубокая структура этого типа будет ухудшать поворачиваемость и усложнять управление лыжами.

Разрывные структуры.
Существует множество комбинаций разрывных структур, наносимых абразивным камнем или «печатями». Все они имеют различные свойства.

Нанесение структуры.
Сегодня почти все структуры наносятся в процессе обработки на специальной шлифовальной машине с абразивным камнем. Такие машины стали очень сложными. В настоящее время, возможности управления параметрами обработки и дублирования специфических структурных рисунков существенно увеличены. В тоже время, возможно и нанесение рисунка вручную, но оно требует настолько больше времени и количество получаемых рисунков настолько меньше, что машинная обработка является более предпочтительной.
Для спортсменов высшего уровня очень важны современные структурирующие машины и высококвалифицированный профессиональный персонал. Качество получаемого результата зависит от идеального выбора всех параметров обработки:
— Скорости вращения абразивного камня, наносящего структурный рисунок на скользящую поверхность,
— Скорости заправки абразивного камня — скорости, с которой заправочная головка движется поперек рабочей поверхности и формирует на камне нужный рисунок.
— Скорости подачи, с которой лыжа или доска движется по абразивному камню,
— Усилием прижима, с которым лыжа или доска прижимается к абразивному камню.

Скорость вращения абразивного камня.
Чем выше скорость вращения, тем больше снимается материала и выделяетс больше тепла. Если она слишком велика, то база становится уплотненной, что выражается в меньшей впитываемости мази. Также уплотненная поверхность испытывает большее трение со снегом. Кроме того, возможен перегрев кантов от избытка тепла.

Скорость заправки абразивного камня.
При высокой скорости обработки создается агрессивная рабочая поверхность камня и наносимая им структура будет крупной. Такие структуры очень ограничены в применении, поскольку сказываются на поворачиваемости лыж. При низких скоростях заправки, наносимая структура получается более мелкой.

Скорость подачи.
Высокая скорость подачи характеризуется меньшим количеством снимаемого материала базы и меньшим ее нагревом. На низкой скорости материал снимается быстрее, но при этом выделяется больше тепла, которое нежелательно при финальной шлифовке гоночных лыж.

Усилие прижима.
Высокое усилие прижима убыстряет процесс, но и увеличивает нагрев. Слишком большое давление может деформировать лыжу. В связи с этим, наиболее удобно работать при небольшом прижиме, хотя это и увеличивает время всего процесса.

Все эти четыре параметра контролируются оператором. Пользуясь своим опытом и рекомендациями производителя, квалифицированный мастер может наносить и воспроизводить различные структурные рисунки.
При этом очень важно, чтобы производящая эти работы мастерская имела высокую репутацию в глазах опытных людей.
Есть ещё два важных параметра — это качество применяемых материалов: абразивных камней и заправочных головок. Мастерская, специалтзирующаяся на обработке горных лыж и сноубордов высших групп, должны использовать высококачественные материалы.

Абразивный камень.
Абразивные камни состоят из двух компонентов:
— Абразивные частицы — карборунд, карбид кремния и др.
— Связующий материал — керамика, синтетические смолы и клеи.
Компоненты помещают в форму и затем обжигают в печи при высокой температуре и давлении. Существует идеальный подбор жесткости, материала и размера абразивных частиц для достижения требуемого результата при работе без деформаций камня и потери его частиц.

Обработка абразивного камня.
Заправочные головки служат для восстановления плоской поверхности абразивного камня, методом срезания с него структурного рисунка.
Лучшие из них очень дороги, поскольку содержат технические алмазы. Заправочные головки классифицируют по типу алмазов, входящих в них. В одних используются отдельные крупные алмазы, в других наборы более мелких. Существуют также головки с керамическими наконечниками.
Внимание:
Выбор квалифицированной мастерской по обработке инвентаря лежит на спортсмене и тренерском персонале. От них же зависит и последующая ручная обработка и уход за инвентарем, с использованием щеток, циклей и различных мазей, до следующей обработки в мастерской.

Нанесение структуры вручную.
Структурирование вручную занимает больше времени, нежели машинное, но, тем не менее, в результате не уступает ему.

Структурирование шкуркой.
Средняя структура хорошего качества получается при использовании шкурки Swix с зернистостью #100. Ее следует использовать закрепленной в специальный брусок или обернутой на напильник. Обработка производится от носка к пятке. При этом образуется множество полиэтиленовых нитей, которые необходимо удалить.
Шкурка с зернистость #150 или #180 хороша для внесения быстрых изменений в рисунок мелких структур в условиях сухого и холодного свежего снега.
В любом случае, для нанесения четкого рисунка необходимо время.

Стальная щетка Swix (Т0163).
Эта щетка предназначена для нанесения структур среднего типа, и рассматривается ведущими специалистами Кубка Мира как важнейший инструмент в их работе. Острая и жесткая стальная щетина разработана специально для срезания материала базы. Она также используется для сглаживания и доводки крупных структур, нанесенных камнем.
Если база была недостаточно обработана, окислилась или приобрела блестящий глянцевый вид, то обработка стальной щеткой является хорошим средством её обновления. Стальная щетина должна быть острой, и после обработки ею необходимо удалить образовавшиеся заусенцы