Технологическая карта трансформатора вывод в ремонт. Ремонт силовых трансформаторов. Условия выполнения работ

Снятие трансформатора с электровоза (работа производится после снятия малой съемной крыши и вентиляторов охлаждения тягового трансформатора)

1.1 Отсоединить все шунты и шины от тягового трансформатора, переключателя ступеней и шкафа приборов.

1.2 Отсоединить кабели и низковольтные провода от ПС и шкафа приборов, предварительно проверив их маркировку. При отсутствии маркировки -восстановить, при неправильной маркировке -перемаркировать.

1.3 Отвернуть болты крепления трансформатора к раме кузова электровоза. Снять сетки ограждения.

1.4 Зачалить тяговый трансформатор 30-тонным мостовым краном и переместить в трансформаторное отделение на транспортной тележке

Предварительные испытания трансформатора.

2.1 Установить трансформатор в испытательную станцию

2.2 Произвести замер сопротивления изоляции всех обмоток согласно п.11.2.1.

2.3 Произвести замер омического сопротивления обмоток согласно п.11.2.2.

2.4 Произвести испытание электрической прочности изоляции обмоток согласно п.11.2.4.

2.5 Произвести опыт х.х. аналогично п.11.2.6.:при напряжении 62,5 В потери должны быть не более 2,3 кВт.

При испытаниях установить возможные неисправности и определить объем ремонта. При необходимости произвести ремонт активной части.

Разборка тягового трансформатора.

3.1 Установить трансформатор на позицию ремонта

3.2Очистить тяговый трансформатор от грязи и пыли.

3.3 Слить масло из тягового трансформатора, переключателя ступеней и расширительного бака.

3.3 Снять с трансформатора ПС, шкаф приборов и маслонасосы и передать их на ремонт.

3.4 Снять с трансформатора газовое реле BF50/10, воздухоосушитель, указатели потока, термостаты и расширительный бак.

3.5 Снять отделительную плиту.

3.6 .Снять крышки сборочных люков, отсоединить трансформаторы тока, вводы.

3.7 Демонтировать вводы m1-m4.

3.8 Отвернуть болты крепления колокола к баку трансформатора.

3.9 Зачалить мостовым краном и снять колокол.

3.10. Демонтировать систему охлаждения.

Ремонт активной части трансформатора (магнитопровод и обмотки).

4.1 Проверить состояние изоляции доступных витков катушек, выводов, загрязнение поверхностей обмоток, магнитной цепи и выводов осадками масла, а также размеры охлаждающих каналов.

4.2 Проверить состояние крепления, расклиновки и сжатия обмоток, состояние и крепление изоляционных прокладок между катушками, исправность электрических соединений, отсутствие следов перегрева, перекрытий, отсутствие деформаций и смещений катушек и прокладок.

4.3 Ослабленное крепление обмоток восстанавливать подтяжкой нажимных болтов или постановкой заклинивающих вставок из гетинакса между нажимной плитой и листами ярма. Нажимные болты закручивать моментным ключом с моментом 12-13кг/см. После закручивания болты зашплинтовать проволокой.

4.4 Подтянуть болты в нижней части стяжной рамы по обеим сторонам нижней части бака. При необходимости устанавливать прокладку из стеклотекстолита между стяжной рамой и магнитопроводом. Момент силы затяжки болтов должен быть равным 5-6 кг/см.

4.5 Выпученные катушки обмоток при отсутствии обрыва, межвитковых замыканий и удовлетворительном сопротивлении изоляции относительно корпуса и других обмоток разрешается заправить в первоначальное положение легкими ударами молотка через деревянную прокладку.

4.6 Проверить сопротивление изоляции стяжных шпилек по отношению к магнитопроводу мегомметром на 1000 В.

4.7 .Проверить исправность заземления магнитопровода, исправность крепления заземляющего шунта между листами магнитопровода, отсутствие следов нагрева и оплавления шунта и железа магнитопровода.

4.8 Контакты переключателя 25/12кВ очистить, проверить их нажатие и прилегание, проверить крепление кабелей, переключатель установить в положение «25кВ».

4.9 Изоляционные плиты выводов автотрансформатора и вторичных обмоток трансформатора очистить от загрязнений, обезжирить, осмотреть, дефектные заменить.

4.10 Трансформаторы тока осмотреть, проверить крепление, целостность обмоток, отсутствие трещин, оплавлений и других повреждений.

4.11 Вводы на крышке бака демонтировать, очистить, осмотреть, заменить уплотнения. Вводы с трещинами заменить. Разрешается производить ремонт вводов D25, D1 типа Ккр37/63О по технологии завода-изготовителя в соответствии с Правилами по уходу трансформаторного комплекта.

4.12 Удалить осадки масла с поверхностей обмоток, выводов, магнитопровода и из охлаждающих каналов. Допускается использование деревянных скребков. Промыть трансформатор чистым сухим трансформаторным маслом.

4.13 Бак трансформатора, расширитель и систему охлаждения очистить от шлама и осадка, промыть чистым теплым сухим трансформаторным маслом. Наружную часть охладителей очистить от пыли и грязи, обезжирить бензином.

4.14 Осмотреть внутренние стенки бака и его крыши, проверить прочность окраски внутренней поверхности. Места с отслоением краски зачистить и окрасить эпоксиэфирной грунтовой краской. Проверить состояние приварки установочных камер внутри бака для установки магнитного стержня, исправность войлочных прокладок под лапы магнитного стержня, устройств крепления керна к баку.

4.15 Проверить состояние маслопроводов, их задвижек, кранов и уплотнений, дефектные заменить или отремонтировать. Осмотреть сварные швы, дефектные вырубить и восстановить.

4.16 Активная часть трансформатора должна находиться на воздухе не более 24 часов при влажности воздуха не более 75%.

Ремонт радиаторов охлаждения трансформатора.

5.1 Подготовить радиаторы к испытаниям. Поставить хомуты, предохраняющие от деформаций. Собрать фланец для подвода сжатого воздуха. Противоположный фланец закрыть наглухо.

5.2 Подсоединить напорный шланг с редукционным клапаном к фланцу радиаторов.

5.3 Погрузить радиаторы в бак с водой, подогретой до 60 0 С.

5.4 Испытать радиаторы давлением воздуха 2,5 атм.

5.5 На исправных радиаторах демонтировать приспособления для испытания. Радиаторы промыть трансформаторным маслом и передать для сборки.

5.6 Неисправный радиатор демонтировать из комплекта радиаторов. Установить на радиатор глухой фланец. Погрузить радиатор в бак с водой, подогретой до 60 0 С, и испытать отдельные трубы давлением воздуха 2,5 атм. Места дефектов обозначить. Радиатор изъять из приспособления и дефектные трубы заделать наглухо с обеих сторон оловом. В одном радиаторе разрешается заделывать не более 5% трубок.

5.7 После ремонта собрать комплект радиаторов и повторить испытания пп.5.1.-5.5.

Сушка обмоток трансформатора производится при сопротивлении изоляции обмоток ниже нормируемых величин или при нахождении активной части на воздухе более 24 часов.

6.1 Трансформатор переместить в сушильный шкаф.

6.2 Включить обогрев шкафа и при приоткрытой крышке шкафа произвести нагрев трансформатора до температуры 85-95 0 С со скоростью нарастания температуры не более 60 0 С/час.

Температуру контролировать термоэлементами, установленными в 2 точках: на одной из катушек вверху между манжетами изоляции и на плите для стяжки магнитопровода.

6.3 После достижения температуры трансформатора 85-95 0 С закрыть шкаф и произвести сушку трансформатора в вакууме. Нарастание вакуума не более 0,25 атм/час (0,025 МПа/час).

После достижения вакуума 0,00665-0,000133 атм. (665-13,3 Па) производить сушку в течение 28 час. при температуре 85-95 С.

При ТР-3 допускается сушка при вакууме не менее 5320 Па (0,0532 атм).

6.4 Окончанием сушки является момент, когда сопротивление изоляции обмоток превышает нормируемые величины и практически перестает нарастать. Выход конденсата при этом должен быть не более 0,5 л/час.

6.5.По окончании сушки прекратить нагрев и ликвидировать вакуум со скоростью не более 0,01875 МПа/час (0,1875 атм/час).

6.6 После сушки подтянуть крепление обмоток нажимными болтами моментом 12-13 кгс/м, при необходимости поставить прокладку из гетинакса между нажимной плитой и магнитопроводом. Подтянуть и зашплинтовать соединительные болты, трубки, держатели.

6.7 Проверить состояние изоляции стяжных шпилек магнитопровода мегомметром на 1000 В.

6.8 Переместить трансформатор в бак для сборки.

6.9При ТР-3 допускается производить сушку трансформатора в собственном баке соединением тяговой обмотки накоротко. Ток к.з. не должен быть больше половины номинального тока тяговой обмотки.

Сборка трансформатора.

7.1 Проверить сопротивление изоляции обмоток друг относительно друга и относительно корпуса:

высоковольтная обмотка (Do,D1,D25) — 100 МОм;

тяговые обмотки (m1-m4) — 20 МОм;

обмотка отопления (С1-С2) — 10 МОм;

обмотка собственных нужд (Е-J) — 5 МОм.

7.2 Собрать бак: систему охлаждения, вводы, изоляционные плиты, переключатель ступеней, переключатель 25/12,5, трансформаторы тока, крышки сборочных отверстий, расширительный бак.

При сборке ставить новые уплотнения из маслостойкой резины.

7.3 Заполнить трансформатор маслом.

Открыть одно самое верхнее воздухоспускное отверстие. Наполнить бак с нижней стороны сухим теплым трансформаторным маслом, подогретым до 70 0 С.Температура трансформатора должна быть в пределах 60-70 0 С (температуру измерять на магнитопроводе перед сборкой верхней части бака).Закрыть воздухоспускное отверстие.

При температуре трансформатора менее 60 0 С необходимо произвести подогрев трансформатора циркуляцией теплого масла между трансформатором и фильтровальным устройством до уравнивания температуры трансформатора и масла. Для подогрева установить скорость циркуляции 450-600 л/час в течение 7 часов.

7.4 После установки газового реле BF50/10 и воздухоосушителя дополнить трансформатор маслом через расширительный бак.

7.5 Стравить воздух из бака в 12 точках.

7.6 Произвести прокачку масла насосами в течение 2 часов, после чего вновь стравить воздух в 12 точках.

7.7 Трансформатор оставить на 2 суток, после чего стравить воздух в 12 точках.

Ремонт воздухоосушителя.

8.1 Снятый с трансформатора воздухоосушитель разобрать.

8.2 Детали воздухоосушителя осмотреть, негодные заменить.

8.3 Регенерировать высушивающее вещество.

Высушивающее вещество отсыпать в чистую подкладку слоем не более 10 мм.

Нагреть в сушильной камере высушивающее веществ и сушить при температуре 120-180 0 С в течение 3 час.

Окончанием сушки является изменение окраски из розовой в ярко-синюю.

Бурый цвет окраски указывает на уничтожение высушивающих свойств в результате перегрева.

Высушивающее вещество можно регенерировать до 50 раз

8.4 Собрать воздухоосушитель. Масляный затвор должен быть прозрачным.

Заполнить пространство воздухоосушителя смесью 80% силикагеля (белого цвета) и 20% блаугеля (ярко- синего цвета).

8.5 .Установить воздухоосушитель на расширительный бак и заполнить масляный затвор воздухоосушителя трансформаторным маслом до уровня, обозначенного меткой на масляном затворе.

Ремонт газового реле ВF50/10/

9.1.Для снятия реле с трансформатора необходимо после слива масла из трансформатора открутить выпускной болт в нижней части корпуса реле и выпустить масло, отсоединить провода цепей управления от клеммной рейки, отсоединить заземляющий шунт и снять реле.

9.2 Вынуть внутренний механизм из корпуса, тщательно осмотреть, дефекты устранить, реле собрать.

9.3 Произвести испытание электрической прочности изоляции электрических цепей реле относительно корпуса с трансформаторным маслом и без него.

Испытание проводить переменным напряжением 2,5 кВ частотой 50 Гц в течение 5 сек.

9.4 Проверить реле на герметичность.

Проверку производить в течение 2О мин. При избыточном давлении масла 1 кгс/см 2 не должно происходить падение давления масла, наблюдаемое по манометру стенда, и не должно быть утечки масла из реле.

9.5 Произвести функциональную проверку реле.

9.5.1 Выполнить троекратный контроль действия с помощью контрольной кнопки на реле, наполненном маслом.

При этом должна срабатывать сигнальная лампа стенда.

9.5.2 Проверить срабатывание реле при понижении уровня масла.

Произвести накачивание воздуха через контрольный кран. При этом должна сработать сигнальная лампа стенда.

Произвести спускание масла из реле. При этом должны сработать две сигнальные лампы стенда.

9.6 Результаты испытаний по пп.9.3.-9.5. занести в журнал.

9.7 Поставить исправное реле на трансформатор и подключить провода цепей управления к клеммной рейке в соответствии со схемой.

Испытание термостатов.

10.1Установить термостат в ванну с подогретым до 60-80 0 С трансформаторным маслом и помещенным в нее контрольным термометром.

10.2 Выставить термостат на максимальную температуру (110 0 С).

10.3 Подсоединить к клеммам 1,3 термостата электрическую цепь сигнализации включения термостата.

10.4.Плавно уменьшать температуру уставки термостата до срабатывания сигнализации о включении термостата.

10.5.Сравнить показания контрольного термометра с показаниями шкалы термостата.

10.6.При совпадении показаний термостата и контрольного термометра установить термостат на бак трансформатора.

10.7 При несовпадении показаний произвести регулировку термостата.

При помощи отвертки зафиксировать регулировочную ось. Отвернуть установочный болт. Удерживая ось, установить шкалу с меткой на действительную температуру, при которой должен был сработать термостат. Закрепить установочный болт.

10.8 После регулировки вновь произвести испытания термостата по пп.10.1.-10.5.

10.9 Подключить к клеммам термостатов провода цепей управления согласно электрической схеме.

10.10 Произвести регулировку уставок термостатов:

01513 — уставка 80 0 С;

01525 — уставка 40 0 С;

01526 — уставка 60 0 С;

01529 — уставка 20 0 С.

Испытания тягового трансформатора.

Испытания трансформатора после СР.

Испытания трансформатора после ТР-3.

11.1 Подготовительные операции.

11.1.1 Корпус трансформатора заземлить.

11.1.2 Включить масляные насосы и произвести прокачку масла в течение 2 часов.

Произвести отстой масла в течение 12 часов.

11.1.3 Произвести анализ масла в соответствии с Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и МВПС ЦТ-2635.

11.1.4 Выпустить воздух из изоляторов, радиаторов, газового реле, переключателя напряжения.

11.1.5 Проверить работу насоса фильтрации масла ПС, системы обогрева масла ПС.

11.1.6 Проверить полярность включения трансформаторов тока защиты обмотки высокого напряжения и правильность схемы в клеммной коробке. Прозвонить трансформаторы тока тяговых обмоток и обмотки отопления.

11.1.7 Закоротить и заземлить все трансформаторы тока.

11.2.1 Произвести замер сопротивления изоляции всех обмоток относительно корпуса и друг относительно друга мегомметром на 2500 В.

Сопротивление изоляции должно быть не менее:

  • высоковольтная обмотка — 100 МОм;
  • обмотка отопления — 10 МОм;
  • тяговые обмотки — 20 МОм;
  • обмотка собственных нужд — 5 МОм.

Определить коэффициент абсорбции (увлажненность обмоток)

К = R60 / R15 > 1,

При температуре измерения выше 15 0 С произвести пересчет путем умножения показаний на коэффициент из таблицы

Разность температур 5 0 С 10 0 С 15 0 С 20 0 С 25 0 С 30 0 С
Коэффициент 1,23 1,5 1,64 2,25 2,75 3,4

11.2.2 Произвести замер омического сопротивления обмоток методом вольтметра-амперметра или мостом постоянного тока.

Сопротивление автотрансформаторной обмотки проверить на всех позициях.

Значения сопротивлений не должны отличаться от номинальных более, чем на 10%.

Номинальные значения сопротивлений обмоток, МОм

m1-m2 m3-m4 E-J E-H E-G E-F C1-C2 Do-D25 Do-D1
1,6 1,6 1,1 0,8 0,66 0,42 46 492 460

Cопротивление автотрансформаторной обмотки по позициям, мОм

Поз. Сопр. Поз. Сопр. Поз. Сопр. Поз. Сопр.
Do-1 19,2 Do-9 98,4 Do-17 210,0 Do-25 364,0

Сопротивления катушек автотрансформаторной обмотки, Ом

Кат. Сопр. Кат. Сопр. Кат. Сопр. Кат. Сопр.
1 0,0182 4 0,0080 7 0,0086 10 0,0104

При температуре окружающей среды, отличающейся от 15 0 С необходимо привести сопротивление к 15 0 С по формуле:

R 15 = R окр – , где

R окр — сопротивление обмотки при температуре окружающей

среды, Ом;

t окр — температура окружающей среды, 0 С.

11.2.3 Проверка коэффициента трансформации.

Подать на обмотку высокого напряжения, поставив перемычку Do-ПС,напряжение 200 В.

Произвести замеры напряжений на всех позициях автотрансформаторной обмотки и на всех остальных обмотках при положении ПС на 32 поз.

Значения напряжений должны соответствовать указанным в таблице

Выводы Do-D m1-m2 m3-m4 C1-C2 E-F E-G E-H E-J
Напряжение, В 200 8,3 8,3 24,7 1,1 1,8 2,1 2,8
NN Напр., В NN Напр., В NN Напр., В NN Напр., В
1 7,4 9 42,8 17 82,3 25 142,8

11.2.4 Испытание электрической прочности изоляции обмоток друг относительно друга и относительно корпуса напряжением частотой 50 Гц в течение 1 мин.

Величины испытательных напряжений:

  • обмотка ВН 25 кВ (Do,D1,D25) — 52,5 кВ;
  • обмотка отопления (С1,С2) — 11,2 кВ;
  • тяговые обмотки (m1-m2,m3-m4) — 4,9 кВ;
  • обмотка собственных нужд (E-J) — 1,54 кВ.

Испытательное напряжение прикладывается между испытываемой обмоткой, замкнутой накоротко, и заземленным баком, с которым соединяются замкнутые накоротк все остальные обмотки трансформатора.

Трансформатор считается выдержавшим испытания, если во время испытаний не наблюдалось пробоя или частичных разрядов, определяемых по звуку, выделению газа, дыма или по показаниям приборов.

11.2.5 Испытание электрической прочности изоляции индуктированным напряжением двойным номинальным напряжением повышенной частоты 200 Гц в течение 30 сек. Испытанием проверяется витковая изоляция обмоток трансформатора.

Напряжение 2080 В подается на выводы m3-m4 тяговой обмотки, остальные обмотки разомкнуты, при этом по одному выводу каждой обмотки (Do,E,C1,m1) заземляется.

Трансформатор считается выдержавшим испытания, если во время испытаний не наблюдались броски тока, выделение дыма из расширителя.

11.2.6 Опыт холостого хода.

Измерить потери и ток холостого хода, при этом проверяется состояние магнитной системы трансформатора. К обмотке m3-m4 подвести номинальное напряжение, а затем 115% номинального частотой 5О Гц. Все

остальные обмотки разомкнуты, по одному выводу каждой обмотки заземлено.

Допускаются следующие значения потерь и тока х.х.

Uxx=1040 B Ixx=90-120 A Pxx=94-125 кВт

Uxx=1200 B Ixx=100-140 A Pxx=120-168 кВт

11.2.7 Опыт короткого замыкания.

На обмотку Do-D25 подать напряжение 200 В частотой 5О Гц. Обмотки низкого напряжения поочередно закорачиваются, замеряются ток, напряжение и мощность короткого замыкания.

Измеренные потери к.з. привести пересчетом к номинальным величинам:

Рн=Ризм*K1*K2 ,где

Ризм — измеренные потери к.з., кВт;

К1=Uн/Uизм — коэффициент пересчета по напряжению;

К2=Iн/Iизм — коэффициент пересчета по току.

Сравнением измеренных величин, приведенных к номинальному режиму, с допустимыми проверить правильность выполнения обмоток.

При закорачивании тяговых обмоток одновременно проверить трансформаторы тока защиты тяговых обмоток. При закорачивании обмотки отопления проверить трансформаторы тока защиты обмотки отопления.

Закорач.выводы Выводы трансф.тока K=Iобм/Iтрансф
m1-m2 836-837 80

11.2.8 Проверить сопротивление изоляции всех обмоток аналогично п.11.2.1.

11.3.1 Замер сопротивления изоляции обмоток согласно п.11.2.1.

11.3.2 Замер омического сопротивления обмоток согласно п.11.2.2.

11.3.3 Испытание электрической прочности изоляции обмоток согласно п.11.2.4.

11.3.4 Опыт холостого хода согласно п.11.2.6.

Окраска наружных поверхностей трансформатора.

12.1 Произвести окраску системы охлаждения эмалью ПФ-115 желтого цвета не менее 2 раз.

12.2 Произвести окраску трансформатора эмалью ПФ-115 серого цвета не менее 2 раз.

12.3 Произвести окраску подкузовной части трансформатора эмалью черного цвета.

Сдача трансформатора приемщику локомотивов.

13.1 Заполнить протокол испытаний трансформатора.

13.2 Совместно с мастером цеха предъявить трансформатор для сдачи приемщику локомотивов.

Текущие ремонты трансформаторов проводят в следующие сроки:

  • трансформаторов центральных распределительных подстанций - по местным инструкциям, но не реже 1 раза в год;
  • всех остальных - по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года.

Первый капитальный ремонт трансформаторов подстанций осуществляют не позже, чем через 6 лет после ввода в эксплуатацию, а последующие ремонты проводят по мере необходимости в зависимости от результатов измерений и состояния трансформатора.

В объем текущего ремонта входят следующие работы:

  • наружный осмотр и устранение повреждений,
  • чистка изоляторов и бака,
  • спуск грязи из расширителя,
  • доливка масла и проверка маслоуказателя,
  • проверка термосифонных фильтров и при необходимости замена сорбента,
  • проверка состояния пробивного предохранителя, циркуляционных труб, сварных швов, фланцевых уплотнений,
  • проверка защит,
  • отбор и проверка проб масла,
  • проведение профилактических испытаний и измерений.

В объем капитального ремонта входят все работы, предусмотренные текущим ремонтом, а также ремонт обмоток, магнитопровода, проверка состояния контактных соединений обмоток к переключателю напряжения и выводам, проверка переключающих устройств, ремонт их контактов и механизма переключения, проверка состояния бака трансформатора, расширители и трубопроводов, ремонт вводов.

Трансформатор аварийно выводится из работы в ремонт при следующих условиях:

  • сильном внутреннем потрескивании, характерном для электрического разряда, или неравномерном шуме,
  • ненормальном и постоянно нарастающем нагреве при нормальной нагрузке и охлаждении,
  • выбросе масла из расширителя или разрушении диафрагмы выхлопной трубы,
  • течи масла и понижении уровня его ниже допустимого предела,
  • при получении неудовлетворительных результатов химического анализа масла.

Старение изоляции обмоток и увлажнение масла могут привести к замыканию на корпус и междуфазным замыканиям в обмотках трансформатора, что выражается в ненормальном шуме работающего трансформатора.

Неисправность в виде «пожара стали», которая происходит из-за нарушения межлистовой изоляции сердечника или изоляции стяжных болтов, приводит к возрастанию нагрева корпуса и масла при нормальной нагрузке, гудению и характерному потрескиванию внутри трансформатора.

Повышенное «гудение» в трансформаторе может происходить по причине ослабления прессовки маг нитопровода, значительной несимметрии нагрузки фаз и при работе трансформатора на повышенном напряжении. Потрескивание внутри трансформатора указывает на перекрытие (но не пробой) между обмоткой или отводами на корпус, или обрыв заземления, при котором могут происходить электрические разряды с обмотки или ее отводов на корпус.

Характерные неисправности трансформатора при ненормальном его гудении
Ослабление болтов, крепящих крышку трансформатора, и других деталей (расширителя, выхлопной трубы и др.) Проверить и подтянуть все болты
Трансформатор работает при повышенном напряжении Установить переключатель напряжения в соответствующее положение.
Нарушена прессовка стыков в магнитопроводе Ослабла затяжка вертикальных шпилек, стягивающих стержни с ярмами. Перепрессовать магнитопровод, заменив прокладки в верхних и нижних стыках магнитопровода
Ослабление прессовки шихтованного магнитопровода Проверить все прессующие болты и шпильки и подтянуть ослабшие
Вибрация крайних листов магнитопровода Расклинить листы магнитопровода
Перегрузка трансформатора Снизить нагрузку
Уменьшить несимметрию нагрузки
Замыкания между фазами, между витками обмоток Отремонтировать или заменить обмотку

Обрывы в обмотках являются следствием плохого качества контактных соединений в обмотках.

Обрыв в первичной обмотке трансформатора, соединенного по схеме треугольник-звезда, треугольник-треугольник и звезда-звезда, приводят к изменению вторичного напряжения.

Для определения объема предстоящего ремонта проводят дефектацию трансформатора, которая представляет собой комплекс работ по выявлению характера и степени повреждений его частей. На основании дефектации определяют причины, размеры повреждений и необходимый объем ремонта трансформатора. Одновременно определяют потребности в материалах, инструментах, приспособлениях для производства ремонта.

Характерные неисправности силовых трансформаторов
Признаки неисправности Возможные причины неисправности Определение и устранение неисправностей
Перегрев трансформаторов Трансформатор перегружен Установить перегрузку по приборам или снятием суточного графика тока. Устранить перегрузку включением другого трансформатора или отключить менее ответственных потребителей
Высокая температура воздуха в помещении трансформатора При превышении температуры воздуха на 8 - 10 °С на расстоянии 1,5 - 2 м от трансформатора на середине его высоты - улучшить вентиляцию помещения
Снизился уровень масла в трансформаторе Долить масло до нормального уровня
Повреждение внутри трансформатора (витковое замыкание, короткозамкнутые контуры из-за повреждения изоляции стяжных болтов и шпилек и др.) При быстром развитии этих повреждений произойдет рост температуры масла, выделение газов и работа газовой защиты на сигнал или отключение
Устранить перегрузку или уменьшить несимметрию нагрузки по фазам
Пробой обмоток на корпус, между обмотками ВН и НН или между фазами Ухудшение качества масла или понижение его уровня Изоляцию испытывают мегаомметром или повышенным напряжением
Ухудшение качества изоляции из-за старения ее При необходимости обмотку ремонтируют, а масло доливают или меняют полностью
Потрескивание внутри трансформатора Перекрытие между обмотками или отводами на корпус Вскрыть трансформатор и отремонтировать отводы обмоток и заземления
Обрыв заземления
Обрыв в обмотках Плохо выполнена пайка обмоток Часто обрыв происходит в месте изгиба кольца провода под болт
Повреждение в отводах от обмоток к выводам Заменяют гибким соединением в виде демпфера
Оплавлены или вы­горели контактные поверхности пере­ключающего устрой­ства Переключатель плохо собран или имели место корот­кие замыкания Отремонтировать или заменить переключа­тель
Течь масла из кра­нов, фланцев, свар­ных соединений Плохо притёрта пробка крана, по­вреждены прокладки фланцевых соедине­ний, нарушена плот­ность сварного шва бака трансформато­ра Кран притереть, про­кладки заменить или подтянуть болты на фланцах, подварить швы ацетиленовой сваркой. После сварки бак испы­тать водой в течение 1 - 2 ч давлением столба воды 1,5 м выше уровня масла в расширителе

Разборка трансформаторов

Разборку трансформатора при капитальном ремонте производят в следующем порядке. Из расширителя сливают масло, снимают газовое реле, предохранительную трубу и расширитель; ставят заглушки на отверстия в крышке бака. С помощью грузоподъемных механизмов стропами за подъемные кольца поднимают крышку с активной частью трансформатора. Приподняв ее на 10 - 15 см, осматривают состояние и положение уплотняющей прокладки, отделяют ножом ее от рамы бака и по возможности сохраняют для повторного применения. После этого извлекают из бака активную часть участками, удобными для работ по удалению масляных шламов, промывки обмоток и сердечника струей нагретого масла и дефектации. Затем активную часть устанавливают на заранее подготовленную площадку с поддоном. Подняв активную часть трансформатора на 20 см выше уровня бака, отодвигают бак в сторону, а активную часть для удобства осмотра и ремонта устанавливают на прочный помост. Обмотки очищают от грязи и промывают струей нагретого до 35 - 40 °С трансформаторного масла.

Если у трансформатора вводы расположены на стенках бака, то вначале снимают крышку, сливают масло из бака на 10 см ниже изоляторов ввода и, отсоединив вводы, снимают изоляторы, а затем вынимают активную часть из бака.

Разборку, осмотр и ремонт трансформатора проводят в сухом закрытом и приспособленном для производства этих работ помещении.

После выемки активной части проверяют состояние магнитопровода - плотность сборки и качество шихтовки, прочность креплений ярмовых балок, состояние изоляционных гильз, шайб и прокладок, степень затяжки гаек, шпилек, стяжных болтов, состояние заземления. Обращают особое внимание на состояние обмоток - расклиновку на стержнях магнитопрово-да и прочность посадки обмоток, отсутствие следов повреждений, состояние изоляционных деталей, прочность соединений выводов, демпферов.

В период капитального ремонта трансформатора помимо перечисленных работ при необходимости расшихтовывают ярмо магнитопровода с распрессовкой железа и снятием катушек обмоток.

Ремонт магнитопровода трансформатора

Наиболее распространенным типом магнитопровода силовых трансформаторов является плоский (стержневой) (рис. 123, а). Поперечное сечение ярма 6 и 7 выполняется прямоугольной формы, а стержня - в виде многоступенчатой фигуры 3, близкой к кругу. Магнитопровод стягивают ярмовыми балками 5 н 8 с помощью сквозных шпилек 4 и стяжных вертикальных шпилек 2.

Рис. 123. Плоский (а) и пространственный (б) магнитопроводы трансформатора:
1 - оси стержней; 2 - стяжные вертикальные шпильки: 3 - многоступенчатая фигура стержня; 4 - сквозные шпильки; 5, 8 - ярмовые балки; 6, 7 - поперечные сечения ярма; 9 - опорная балка; 10 - бандаж; 11 - изоляционная трубка; 12 - изоляционная прокладка; 13 - тарельчатая пружина, 14 - изолирующая прокладка.

Трансформаторы мощностью 250 - 630 кВ А выпускают с магнитопроводами бесшпилечной конструкции. Прессовку пластин стержней в этих трансформаторах производят посредством планок и клиньев, забиваемых между магнитопроводом и цилиндром. В последнее время промышленность изготовляем бссшпилсчныс трансформаторы мощностью 160 - 630 кВ А с пространственным магнитопроводом (рис. 123, б). Магнитопровод такого трансформатора представляет собой жесткую конструкцию, вертикальные оси стержней 1 которой имеют пространственное расположение. Стальные листы стержня спрессованы бандажом 10 из изоляционного материала или стальной лентой с прокладкой изоляционного материала вместо шпилек. Верхнее и нижнее ярмо стягивают вертикальными стяжными шпильками 2 посредством гаек, под которые подкладывают тарельчатые пружины 13. Для изоляции шпилек от ярма используют изолирующие прокладки 14, а от стержней - изоляционные трубки 11. Вся конструкция магнитопровода крепится шпильками к опорным балкам 9.

Пространственный магнитопровод изготовляют стыковым вместо шихтованного, так как ярмо и стержни соединяют в магнитную цепь стыковкой. Для избежания замыкания между собой стали ярма и стержня между ними прокладывают изоляционную прокладку 12.

В ранее выпускаемых трансформаторах магнитопроводы стягивались горизонтальными шпильками, изолированными от стали магнитопровода и проходящими сквозь отверстия в пластинах.

Разборка магнитопровода заключается в следующем: отвертывают верхние гайки вертикальных шпилек и гайки горизонтальных шпилек, вынимают их из отверстий в ярме, снимают ярмовые балки и приступают к расшихтовке верхнего ярма магнитопровода, начиная с крайних пакетов по две-три пластины. Пластины складывают в той же последовательности, в какой извлекают из ярма, и связывают в пакеты.

В магнитопроводах, стянутых горизонтальными шпильками, часто повреждается изоляция шпилек, что приводит к замыканиям стальных пластин и вызывает сильный нагрев железа вихревыми токами. Во время ремонта магнитопровода такой конструкции изоляционную гильзу заменяют новой. При отсутствии запасных гильзу изготовляют из бакелитовой бумаги, наматывая ее на шпильку, пропитывают бакелитовым лаком и запекают. Изоляционные трубки для шпилек диаметром 12 - 25, 25 - 50 и 50 - 70 мм изготовляют с толщиной стенок 2 - 3, 3 - 4 и 5 - 6 мм соответственно. Нажимные изоляционные шайбы и прокладки для шпилек изготовляют из электротехнического картона толщиной 2 мм и более.

Восстановление нарушенной изоляции пластин магнитопровода начинают с кипячения листов в 10%-ном растворе едкого натра или в 20%-ном растворе тринатрийфосфата с последующей промывкой листов в горячей (50 - 60°С) проточной воде. После этого на подогретый до 120°С стальной лист тщательно наносят пульверизатором смесь из 90% лака № 202 горячей сушки и 10% чистого фильтрованного керосина. Можно использовать для изоляции пластин глифталевый лак № 1154 и растворители бензол и бензин. После нанесения слоя изоляции пластины сушат при 25 С в течение 7 ч. При больших объемах работ для лакировки пластин применяют специальные станки, а для запекания и сушки их - специальные печи.

При замене пришедших в негодность пластин используют изготовленные по образцам или шаблонам новые пластины стали. В этом случае раскрой листов выполняют так, чтобы шинная сторона пластин была вдоль направления проката ста-|и Отверстия для стяжных шпилек в пластинах делают штамповкой, а не сверлением. После изготовления пластины покрываю! изоляцией одним из вышеуказанных способов.

Шихтовку начинают с центрального пакета среднего стержня, закладывая пластины изолированной стороной внутрь ярма. Затем проводят шихтовку крайних пакетов, начиная с длинных пластин и не допуская перекрытия узких пластин стержней и зазоров в стыках. Отверстия в пластинах ярем должны точно совпадать с отверстиями в пластинах стержней. Пластины выравнивают ударами молотка по медной или алюминиевой шине. Хорошо сшихтованное ярмо не имеет зазоров между слоями пластин, пропусков, а также повреждений изоляции между пластинами в месте стыка.

После выравнивания верхнего ярма выполняют установку верхних ярмовых балок и прессовку с их помощью магнитопроиода и обмоток. Ярмовые балки в трансформаторах изолируют от пластин кольцеобразной шайбой из электрокартона толщииной 2-3 мм с прикрепленными по обеим сторонам подкладками.

С обеих сторон верхнего ярма устанавливают ярмовые балки в отверстия балок вводят четыре вертикальные стяжные шпильки с изолирующими трубками, на концы шпилек надевают картонные и стальные шайбы и затягивают гайками, Заземление вертикальных ярмовых балок проводят несколькими медными лужеными лентами.

На стяжных шпильках затягивают гайки, прессуя верхнее ярмо, и равномерно затягивают гайки вертикальных прессующих шпилек; прессуют обмотку, а затем окончательно опрессовывают верхнее ярмо. Измеряют сопротивление изоляции на шпильках мегаомметром, раскернивают гайки на шпильках, чтобы они не самоотвинчивались во время работы трансформатора.

Ремонт обмоток трансформатора

Обмотки силовых трансформаторов являются основным элементом активной части. В практике обмотки повреждаются значительно чаше других элементов трансформатора.

В зависимости от мощности и номинального напряжения в трансформаторах применяют различные конструкции обмоток. Так, в силовых трансформаторах мощностью до 630 кВ А на низшем напряжении применяют главным образом одно- и двухслойные цилиндрические обмотки; мощностью до 630 кВ -А на высшем напряжении 6, 10 и 35 кВ применяют многослойные цилиндрические обмотки; мощностью 1000 кВ А и более в качестве обмоток НН применяют винтовые обмотки. У винтовой обмотки ряды намотанных витков расположены так, что между ними образуются каналы для масла. Это улучшает условия охлаждения обмотки за счет потоков охлаждающего масла. Провода винтовой обмотки наматывают на бумажно-бакелитовые цилиндры или разрезные шаблоны с применением реек и прокладок из электротехнического картона, которые образуют вертикальные каналы вдоль внутренней поверхности обмотки, а также между ее витками. Винтовые обмотки обладают большой механической прочностью. Ремонт обмоток силовых трансформаторов может проводиться без расшихтовки или с расшихтовкой магнитопроводов.

Незначительную деформацию отдельных витков, повреждение небольших участков изоляции проводов, ослабление прессовки обмоток и т. д. устраняют без демонтажа активной части трансформатора.

При ремонте обмоток без их снятия деформированные витки обмоток выпрямляют ударами молотка по деревянной прокладке, наложенной на виток. При ремонте витковой изоляции без демонтажа обмоток используют маслостойкую лакоткань (марки ЛХСМ), которую накладывают на оголенный проводник витка. Проводник предварительно отжимают деревянным клином для удобства работы по изоляции витка. Ленту лакоткани наматывают внахлест с перекрытием предыдущего витка ленты на V2 часть ее ширины. На изолированный лакотканью виток накладывают общий бандаж из хлопчатобумажной ленты.

Подпрессовку ослабленных обмоток, конструкция которых не предусматривает прессующих колец, проводят с помощью дополнительных изолирующих прокладок из электротехнического картона или гетинакса. Для этого временно забивают деревянный клин в соседние ряды обмотки для ослабления плотности прокладок, обеспечивая таким образом вхождение забиваемой прессующей прокладки в ослабленном месте. Забивают прессующую прокладку и переходят к следующему месту. Эту работу проводят по всей окружности обмотки, забивая прокладки между ярмовой и дополнительной изоляцией.

Значительные повреждения обмоток (витковые замыкания, пробой изоляции обмоток на сталь магнитопровода или между обмотками ВН и НН и т. д.) устраняют после снятия обмоток.

Для демонтажа обмоток расшихтовывают магнитопровод трансформатора. Работу начинают с отвертывания верхних гаек вертикальных шпилек. Затем отвертывают гайки горизонтальных шпилек, извлекают из отверстия в ярме горизонтальные прессующие шпильки и снимают ярмовые балки. Одну из ярмовых балок предварительно маркируют условным обозначением (ВН или НН).

Расшихтовку пластин верхнего ярма магнитопровода начинают одновременно со стороны ВН и НН, вынимая по 2 - 3 пластины попеременно с крайних пакетов. Пластины укладывают в том же порядке, в каком они вынимались из ярма. и связывают в пакеты. Для предохранения пластин стержней магнитопровода от повреждения изоляции и рассыпания их связывают, продев кусок проволоки в отверстие для шпильки.

Демонтаж обмоток трансформаторов небольшой мощности производят вручную, а мощностью 630 кВ А и выше - с помощью съемных приспособлений. Обмотку перед подъемом прочно обвязывают веревкой по всей длине и осторожно заводят под обмотку захваты приспособления.

Повреждённые катушки заменяют новыми. Если новая катушка при хранении могла увлажниться, то ее сушат в сушильной камере или инфракрасными лучами.

Медный провод вышедшей из строя катушки используют повторно. Для этого обжигают в печи изоляцию провода, промывают его в воде для удаления остатков изоляции, рихтуют и наматывают новую изоляцию. Для изоляции применяют кабельную или телефонную бумагу шириной 15 - 25 мм, навиваемую на провод в два или три слоя. Нижний слой накладывают встык, а верхний внахлестку с перекрытием предыдущего витка ленты на ½ или ¼ ее ширины. Полосы изолирующей ленты склеивают друг с другом бакелитовым лаком.

Часто для замены вышедшей из строя катушки изготавливают новую. Способ изготовления обмоток зависит от их типа и конструкции. Наиболее совершенной конструкцией является непрерывная обмотка, изготовляемая без разрывов. При изготовлении непрерывной обмотки провода наматывают на шаблон, обернутый листом электротехнического картона толщиной 0,5 мм. На цилиндре, установленном на обмоточном станке, укладывают рейки с дистанционными прокладками для образования каналов и закрепляют хлопчатобумажной лентой конец провода обмотки. Намотка витков непрерывной обмотки может производиться по ходу часовой стрелки (правого исполнения) и против хода часовой стрелки (левого исполнения). Включают станок и направляют провод обмотки равномерно по цилиндру. Переходы из одной катушки в другую при намотке определяют по расчетной записке и выполняют их в промежутке между одними и теми же двумя рейками. Места переходов проводов дополнительно изолируют коробочками из электротехнического картона, закрепленными хлопчатобумажной лентой. После окончания намотки делают отводы (наружные и внутренние), располагая их в соответствии с чертежами, и изолируют их. На торцах катушки устанавливают изоляционные опорные кольца и снимают ее со станка. Катушку стягивают металлическими плитами посредством стяжных шпилек и направляют на сушку в сушильную камеру.

Схема алгоритма и технологическая карта на изготовление многослойной обмотки ВН трансформатора мощностью 160 кВ А напряжением 10/04 кВ приведены ниже.

Технологическая карта изготовления обмотки
№ п/п Порядок изготовления обмотки Инструмент, материал
1. Подготовить бакелитовый цилиндр, для чего проверить состояние его и размеры, укрепить на станке. При отсутствии готового - изготовить цилиндр из электрокартона длиной более длины обмотки на 32 мм Измерительная линейка
Электрокартон ЭМЦ толщиной 1,5 - 2 мм
2. Подготовить изоляционный материал для межслоевой изоляции.
Для изготовления послоевой изоляции используют электрокартон толщиной, равной диаметру провода (или толщине витка); готовую изоляцию обматывают телефонной бумагой.
Ножницы, кабельная бумага (0,1 м), электрокартон ЭМЦ (0,5 мм) телефонная бумага (0,05 мм)
3. Установить катушку с проводом на вертушку, отрегулировать натяжение провода. Вертушка, обмоточный провод ПБ диаметром 1,45/1,75.
4. Установить торцевой уравнительный поясок на цилиндр вплотную к щеке шаблона. Изогнуть вывод провода под прямым углом. Ленты (киперная, лакоткань).
Изолировать вывод и закрепить.
Продеть отвод через вырез в шаблоне и закрепить шаблон на планшайбе обмоточного станка. Молоток, фибровый клин.
Намотать один слой катушки, уплотняя витки ее в осевом направлении клином. Кабельная бумага 0,1 мм.
Обернуть первый слой обмотки слоями кабельной бумаги.
5. Намотать поочередно слои обмотки. Каждый переход из слоя в слой должен отставать на одну треть окружности. В конце каждого слоя (за 2 - 3 витка до конца) устанавливают уравнительный поясок (как в 4). Между слоями устанавливают в соответствии с расчетной запиской буковые планки. Ручные ножницы по металлу.
Буковые планки с коробочками из электрокартона.
При выполнении отводов на буковых планках согласно расчетной записке отмечаются места выхода отводов.
6. Выполнить отводы в соответствии с расчетной запиской. Сечение отводов должно быть не менее 1,5 - 2 сечения обмоточного провода при диаметре его до 1 мм и 1,2-1,25 -при диаметре его более 1 мм.
Изолировать конец катушки лентой вполуперекрытие слоев.
Продеть конец катушки в ленточную петлю и затянуть ее. Конец ленты отрезать.
Наложить кабельную бумагу вполуперекрытие слоев на верхний слой обмотки.
Зачистить изоляцию на концах обмотки.
7. Снять обмотку со станка. Молоток.
Связать обмотку в осевом направлении в 3 - 4 местах лентой.
Закрепить в связанных местах прокладками из электрокартона.
8. Пропитать обмотку в лаке не менее 15 мин и дать стечь лаку (15 - 20 мин). Установка для пропитки и сушки.
Глифтелевый лак ГФ-95. 1
Просушить обмотку при температуре 100°С 5 - 6 часов.
Запечь лак обмотки при температуре 85 - 90 °С в течение 18 - 20 ч с продувкой горячим воздухом.
Вынуть из печи и остудить обмотку.

Обмотку сушат при температуре около 100 °С в течение 15 - 20 ч в зависимости от объема катушки, степени увлажнения изоляции, температуры сушки и т. д. Затем ее прессуют, пропитывают при температуре 60 - 80 °С лаком марки ТФ-95 и запекают при температуре 100°С в течение 10-12 ч. Запекают обмотку в два этапа - сначала с температурой несколько меньшей сушат пропитанную обмотку для удаления растворителей, оставшихся в изоляции, а затем повышают температуру для запечки обмотки. Сушка и запечка обмотки повышают электрическую прочность изоляции и механическую прочность катушки, придают ей необходимую монолитность.


Рис. 124. Станок для намотки обмоток трансформатора:
1 - электродвигатель; 2 - корпус; 3 - ременная передача; 4 - счетчик витков; 5 - муфта сцепления; 6 - шпиндель; 7 - текстолитовый диск; 8 - гайка; 9 - шаблон; 10 - управляющая педаль.

Для изготовления обмоток применяют различные станки. Консольный станок для намотки обмоток трансформаторов небольшой и средней мощности (до 630 кВ А) (рис. 124) состоит из шаблона с двумя деревянными встречными клиньями 9, зажатыми текстолитовыми дисками 7 и закрепленными гайками 8. Шаблон устанавливают на шпинделе 6, который вращается от электродвигателя 1 через ременную передачу 3. Для учета числа витков провода станок имеет счетчик витков 4. Готовую обмотку снимают с шаблона после отвертывания гайки 8, удаления правого диска и разведения клиньев 9 шаблона. Станок управляется педалью 10, соединенной с муфтой сцепления 5.


Рис. 125. Изоляция магнитопровода (а) и расклиновка обмоток (в) при монтаже обмоток трансформатора:
1 - ярмовая изоляция; 2 - цилиндр из электрокартона; 3 - круглые стержни; 4 - планки; 5 - надставка.

Обмотки насаживают на стержни магнитопровода, предварительно плотно стянутые киперной лентой (рис. 125). Насаженные на магнитопровод обмотки расклинивают с помощью буковых планок и стержней, предварительно проложив между обмотками ВН и НН два слоя из электрокартона. Натертые парафином буковые планки сначала вставляют между обертками на глубину 30 - 40 мм, а затем забивают поочередно противоположно расположенными парами (рис. 125, б). Для сохранения цилиндрической формы обмоток вначале забивают круглые стержни 3, а затем планки 4 молотком с помощью деревянной надставки 5, избегая раскола концов стержней или планок.

Таким же способом расклинивают обмотку НН на стержне круглыми деревянными шпильками, забивая их по всей окружности обмотки между цилиндром и ступенями стержня магнитопровода.

После окончания расклиновки обмоток устанавливают верхнюю ярмовую изоляцию и шихтуют верхнее ярмо магнитопровода.

В трансформаторах небольшой мощности для соединения обмоток с контактами переключателя и стержнями вводов концы проводов тщательно зачищают на длине 15 - 30 мм (в зависимости от их сечения), накладывают их друг на друга, соединяют скобкой из луженой медной ленты толщиной 0,25 - 0,4 мм или бандажом из луженой медной проволоки толщиной 0,5 мм и пропаивают припоем ПОС-30, применяя в качестве флюса канифоль или буру.

В трансформаторах большой мощности для соединений концов обмоток и присоединения их к отводам применяют медно-фосфорный припой с температурой плавления 715°С. Место пайки очищают, изолируют бумагой и лакотканью шириной до 25 мм и покрывают лаком ГФ-95. Отводы обмоток выполняют с демпфером на конце для предохранения провода от обрыва. Отводы обмоток ВН на всей длине покрывают лаком ГФ-95.

Изоляционные детали сердечника трансформатора состоят из картона, бумаги, дерева. Эти материалы являются гигроскопичными и впитывают влагу из окружающего воздуха, снижая свои электроизоляционные свойства. Для высокой электрической прочности изоляции сердечника его сушат в печах в специальных шкафах, воздуходувкой и др.

Наиболее часто применяемым на практике является способ сушки в собственном баке с подогревом: при прохождении переменного тока по специальной обмотке, наложенной на теплоизолированную поверхность бака, образуется сильное магнитное поле, которое замыкается через сталь бака и нагревает его.

Сушат трансформаторы в баке без масла (для ускорения процесса сушки активной части и сохранения качества масла и изоляции обмоток). Намагничивающая обмотка, размещенная на баке, нагревает бак. Витки обмотки располагают на баке таким образом, чтобы в нижней части бака их было не менее 60 % обмотки. На время прогрева утепляют также и крышку бака. Увеличение температуры регулируется изменением числа витков обмотки, не допуская при этом увеличения температуры обмоток выше 100°С, а бака выше 110-120°С.

Показателем окончания сушки является установившееся значение сопротивления изоляции обмоток в течение 6 ч при постоянной температуре не ниже 80°С. После окончания сушки и снижения температуры обмоток до 75 -80 °С бак трансформатора заполняют сухим маслом.

Ремонт бака трансформатора

Внутреннюю поверхность бака очищают металлическим скребком и промывают отработавшим трансформаторным маслом. Вмятины нагревают пламенем газовой горелки и выправляют ударами молотка. Трещины на ребре и стенке корпуса заваривают газовой сваркой, а в трубе - электросваркой. Для проверки качества сварки наружную сторону шва зачищают и покрывают мелом, а изнутри смачивают керосином (при наличии трещин мел смачивается керосином и темнеет). Герметичность корпуса проверяют заливкой бака отработавшим маслом на 1 ч при температуре не ниже 10°С.

Перед заваркой трещины на ее концах просверливают сквозные отверстия диаметром в несколько миллиметров. Снимают фаски кромок трещины и заваривают ее электросваркой. Плотность шва контролируют с помощью керосина. Неплотные швы вырубают и заваривают вновь.

Ремонт расширителя

При ремонте расширителя проверяют целость стеклянной трубки маслоуказателя, состояние уплотняющих прокладок. Неисправное плоское стекло или стеклянная трубка маслоуказателя заменяются. Потерявшие упругость резиновые прокладки и уплотнения меняют на новые, изготовленные из маслостойкой резины. Со дна расширителя удаляют осадок и промывают его чистым маслом. Пробку притирают мелким абразивным порошком. Сальниковую набивку заменяют новой, которую готовят из асбестового шнура, пропитанного в смеси из жира, парафина и графитового порошка.

Проверяют прочность и герметичность крепления стеклянной диафрагмы у предохранительной трубы; внутреннюю часть трубы очищают от грязи и промывают чистым трансформаторным маслом.

При ремонте трансформаторов особое внимание обращают на сохранность изоляторов и армировку вводов. Сколы площадью до 3 см² или царапины глубиной до 0,5 мм промывают ацетоном и покрывают двумя слоями бакелитового лака, просушивая каждый слой в сушильном шкафу при температуре 50 -60°С.

Ремонт армировочных швов

Армировочные швы ремонтируют следующим образом: расчищают зубилом поврежденный участок шва и заливают его новым цементирующим составом. При разрушении армировочного шва более 30 % - ввод заменяют полностью. Цементирующий состав на порцию одного ввода приготовляют из смеси, состоящей (по массе) из 140 частей магнезита, 70 частей фарфорового порошка и 170 частей раствора хлористого магния. Этот состав используют в течение 20 мин. После отверждения замазки шов зачищают и покрывают нитроэмалью 624С.

Чистка термосифонного фильтра

Термосифонный фильтр очищают от старого сорбента, промывают внутреннюю полость трансформаторным маслом, заполняют новым поглощающим веществом и присоединяют к баку трансформатора на фланцах.

Ремонт переключателя

Ремонт переключателя заключается в устранении дефектов контактных соединений, изолирующих трубок цилиндров и уплотняющих устройств. Контакты зачищают, промывают ацетоном и трансформаторным маслом. Обгоревшие и оплавленные контакты опиливают напильником. Разрушенные и выгоревшие контакты заменяют новыми. Небольшие повреждения изоляции трубки или цилиндра восстанавливают двумя слоями бакелитового лака. Ослабленные места присоединения отводов обмоток запаивают припоем ПОС-30.

Отремонтированный переключатель собирают, протирают ветошью место установки, осматривают сальниковое уплотнение, ставят на место рукоятку переключателя и затягивают шпильки. Качество работы переключателя проверяют переключением его положений. Переключения должны быть четкими, а фиксирующие шпильки во всех положениях должны полностью входить в свои гнезда.

Проверка работы переключающего устройства для регулирования напряжения под нагрузкой состоит в определении правильности последовательной работы подвижных контактов а и б переключателя и контакторов К1 и К2. Нарушение последовательности работы этих элементов переключающего устройства может привести к серьезным повреждениям трансформатора и аварии в электрической сети.

Сборка трансформатора

Сборку трансформатора без расширителя, вводы которого расположены на стенках бака, начинают с опускания активной части в бак, затем устанавливают вводы, присоединяют отводы от обмоток к ним и переключателю и устанавливают крышку бака. Крышки трансформаторов небольшой мощности устанавливают на подъемных шпильках активной части, комплектуют необходимыми деталями, а в более мощных - в собранном виде устанавливают отдельно. Во время сборки следят за правильностью установки уплотняющих прокладок и затяжкой крепежных гаек. Длину подъемных шпилек регулируют так, чтобы выемная часть магнитопровода и крышка правильно располагались на своих местах. Предварительно определяют необходимую длину подъемных шпилек деревянной рейкой. Длину шпилек регулируют перемещением гайки.

Активную часть трансформатора с помощью подъемных устройств опускают в бак с уплотняющей прокладкой из маслостойкой листовой резины (рис. 126).


Рис. 126. Стык прокладки (а) и способы установки прокладки (и) при герметизации бака маслостойкой резиновой прокладкой:
1 - стенка бака; 2 - ограничитель; 3 - крышка бака; 4 - прокладка; 5 - рама бака.

На крышке бака устанавливают кронштейны для крепления на них расширителя с маслоуказателем, предохранительную трубу, привод переключателя, газовое реле и пробивной предохранитель.

Трансформатор заливают сухим трансформаторным маслом до требуемого уровня по маслоуказателю расширителя, проверяют герметичность арматуры и деталей, а также отсутствие течи масла из соединений и швов.

) на открытых распределительных устройствах, при составлении проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства электромонтажных работ (ППЭР).

Трансформаторы тока серий ТФЗМ и ТФРМ (однофазные, электромагнитные, масляные, наружной установки, опорного типа) предназначены для передачи сигнала информации измерительным приборам, устройствам защиты и управления в установках переменного тока.

Трансформаторы тока (в дальнейшем именуемые «трансформаторы ») ТФЗМ 500 Б и ТФРМ 750 А выполняются в виде двух ступеней (нижней и верхней), остальные - одноступенчатые. Трансформаторы 220 - 750 кВ имеют экран на расширителе, а двухступенчатые трансформаторы, кроме этого, еще дополнительный экран, закрывающий стык ступеней.

Технологическая карта содержит указания по органи зации и технологии монтажа, перечень механизмов, инструментов, сведения о затратах материалов, калькуляции трудовых затрат и графики производства работ.

В карте принято, что работы, связанные с монтажом трансформаторов, производятся непосредственно на монтажной площадке, у места их установк и.

Все расчетные показатели в карте приведены для монтажа одной группы (трех фаз) трансформаторов.

Трудозатраты на наладочные работы графиками монтажа и ка лькуляциями не учтены.

Технологическая карта разработана в соответствии с «Методическими указаниями по разработке типовых технологических карт в строительстве». М., ЦНИИОМТП Госстроя СССР, 1987.

Запрещает ся вскрывать трансформаторы и отбирать пробы масла.

Монтаж следует вести с участием шеф-инженера предприятия-изготовителя.

Технические критерии и средства контроля операций и процессов приводят ся и табл. . Приемочный контроль смонтированных трансформаторов осуществляют согласно СНиП 3.05.06-85 . При приемке работ предъявляют документацию в соответствии с перечнем прил. .